Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, З. Е. Агранович

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. Е

Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)

Сентябрь

4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

Октябрь

2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя — «Дом. Мебель»

4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

2-я неделя — «Перелетные птицы»

3-я неделя — «Звери наших лесов»

4-я неделя — «Осень» (обобщение).

Декабрь

2-я неделя — «Зимующие птицы»

3-я неделя — «Хвойные деревья»

Январь

2-я неделя — «Зимние забавы»

3-я неделя — «Наш город. Моя улица»

4-я неделя — «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

2-я неделя — «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя — «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя — «Зима» (обобщение).

3-я неделя — «Животные холодных стран»

4-я неделя — «Животные жарких стран»

Апрель

2-я неделя — «День космонавтики»

3-я неделя — «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя — «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя – « Насекомые»

4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 28 с.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [электронный ресурс]. — http://www.pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml

3. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн, 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. – (Программа развития).

4. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. – (Программа развития). – Ч. 1.

5. Арбекова, Н.E. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с OНP. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 80 с.

6. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М., 2008. – 335 с.

7. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

8. Бондаренко а.к. Дидактические игры в детском саду. – М.,1991.

9. Волкова Г.А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: «Детство — Пресс», 2008. – 144 с.

10. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2006. – 70 с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.

12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Центр гуманитарной литературы «Рон», 2006. – 128 с.

13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 2006. – 470с.

14. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., АПН РСФСР, 1949.

15. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 471с.

16. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.

17. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2007. – 135 с.

18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007 – 120 с.

19. Коррекционная педагогика/Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Наука, 2007. – 269 с.

20. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб, 2008. – 80 с.

21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 2006. — 160 с.

22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: И.Союз, 2006 – 218 с.

23. Лапковская В.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. – М.: Мозаика — Синтез, 2008. – 56с.

24. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008.

25. Логинова в.и., саморукова п.г. дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.

26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2006. – 192 с.

28. Методическое пособие для воспитателей. -2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика — Синтез», 2005 – 80 с.

29. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: А.П.О., 1993. – 43 с.

30. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО «Гринго»,2006. – 61 с.

31. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов на-Дону: «Феникс»,2003 — 448с.

32. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. — метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

33. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. / С.Н. Сазонова. – М., 2006. – 144 с.

34. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая Логопедия. – М., 2006. – 279 с.

35. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи — СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2010. – 48 с.

36. Сорокина а.и. дидактические игры в детском саду. – м., 1982.

37. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 2007.

38. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2006. – 106 с.

39. Ушакова О.С. Придумай слово. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – 105 с.

40. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. — 2004.

41. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. – М., 2006.

42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.

43. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)

44. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 2006 – 221 с.

46. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. – 244 с.

48. Шаховская С.Н. и др. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи. – М., 1992.

49. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2007.

50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи – М., Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Картинный материал к методике обследования словарного запаса детей
И.А. Смирновой

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Осень1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета. · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. 2. Активизация и закрепление словаря существительных: · Игра «Чудесный мешочек». · Игра «Разложи картинки по сходству». · Дополнение смыслового ряда. · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок – описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаковИгрушкиРазвитие номинативного словаря. · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных: · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря ПродуктыРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. 3. Игра «Чудесный мешочек» 4. Игра «Разложи картинки по сходству» 5. Игра «Пара к паре» 6. Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных:

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Осень2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Сравни» Обогащение словаря синонимов ИгрушкиОбогащение словаря антонимов Игра «Сравни»Продукты· Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Продукты
ОвощиРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 1. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описанийДеревьяРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря МебельРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок – описаний

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Овощи· Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 3. Развитие пассивного словаря обобщенийДеревьяОбогащение словаря антонимов Развитие словаря обобщающих слов МебельОбогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений ·

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Овощи· Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 4. Активизация и закрепление обобщающих слов Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»ДеревьяМебель· Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?»
ФруктыРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» ·Перелетные птицыРазвитие номинативного словаря. Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных:ЗимаРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
ФруктыРазвитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»Перелетные птицы· «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 1. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?»Зима1. Развитие пассивного словаря существительных: Обогащение словаря синонимов 1. Развитие пассивного словаря синонимов: · Игра «Придумай предложение» 2. Активизация и закрепление словаря синонимов: · Игра «Как сказать?»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Фрукты2.Активизация и закрепление словаря антонимов: · «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений: · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?»Перелетные птицы· Лото «Кто как передвигается?» Обогащение словаря антонимов 1. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 1. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»
ЯгодыРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предметаДикие животныеРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предметаНовый годРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Ягоды2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря Обогащение словаря антонимов 1.Дикие животные· Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря Новый год· Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Ягоды1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?»Дикие животные1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» · Лото «Кто как передвигается?» Обогащение словаря антонимов 1. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих словНовый годРазвитие словаря обобщающих слов

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
· Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»
ГрибыРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаковПосудаРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных:

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Грибы2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений Игра «Классификация · предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов»Посуда· Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
I период Октябрь Ноябрь Декабрь
Грибы· Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?»Посуда2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?»
II период Январь Февраль Март
Зимующие птицыРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описанийОдеждаРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описанийПраздник 8 МартаРазвитие номинативного словаря. 1. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных:

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Зимующие птицы· Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря Одежда· Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни»Праздник 8 Марта· Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Зимующие птицыРазвитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?»
Животные севераРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · игра «Угадай, кто так делает?»ОбувьРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Пара к паре»Профессии наших мамРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Животные севераРазвитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля»ОбувьРазвитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение»Профессии наших мам· Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра с мячом «Скажи наоборот»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Животные севера2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» · Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»ОбувьРазвитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»
Животные жарких странРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предметаДень защитника ОтечестваРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета Развитие атрибутивного словаря ТранспортРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Животные жарких стран2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительногоДень защитника Отечества1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов»Транспорт· Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Дополнение смыслового ряда · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Животные жарких стран· Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» · Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово»День защитника Отечества· Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»Транспорт2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Лото «Что как передвигается?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
СемьяРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
II период Январь Февраль Март
Семья· Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»
III период Апрель Май Июнь
ВеснаРазвитие номинативного словаря. Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных:Праздник 9 МаяРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описанийЛетоРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных:

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
III период Апрель Май Июнь
Весна· «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря синонимов Праздник 9 Мая· Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»Лето· «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря синонимов 1. Развитие пассивного словаря синонимов: · Игра «Придумай предложение» 2. Активизация и закрепление словаря синонимов: Игра «Как сказать?»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
III период Апрель Май Июнь
ПтицыРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных:Школьные принадлежностиРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных:НасекомыеРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных:

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
III период Апрель Май Июнь
Птицы· Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщенийШкольные принадлежности· Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»Насекомые· Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово»

Продолжение таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

ТемыИгрыТемыИгрыТемыИгры
III период Апрель Май Июнь
Птицы· Игра «Классификация предметов по картинкам» Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»Насекомые2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?»
ПрофессииРазвитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных:

Окончание таблицы 1

Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня

Совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск