Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, З. Е. Агранович
В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:
Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. Е
Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.
Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.
Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.
От автора
В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.
Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.
Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)
Сентябрь
4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).
Октябрь
2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»
3-я неделя — «Дом. Мебель»
4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»
Ноябрь
2-я неделя — «Перелетные птицы»
3-я неделя — «Звери наших лесов»
4-я неделя — «Осень» (обобщение).
Декабрь
2-я неделя — «Зимующие птицы»
3-я неделя — «Хвойные деревья»
Январь
2-я неделя — «Зимние забавы»
3-я неделя — «Наш город. Моя улица»
4-я неделя — «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).
Февраль
2-я неделя — «Транспорт. Правила дорожного движения»
3-я неделя — «День защитника Отечества. Военные профессии»
4-я неделя — «Зима» (обобщение).
3-я неделя — «Животные холодных стран»
4-я неделя — «Животные жарких стран»
Апрель
2-я неделя — «День космонавтики»
3-я неделя — «Школа. Школьные принадлежности»
4-я неделя — «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).
2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»
3-я неделя – « Насекомые»
4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»
1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 28 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [электронный ресурс]. — http://www.pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml
3. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн, 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. – (Программа развития).
4. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. – (Программа развития). – Ч. 1.
5. Арбекова, Н.E. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с OНP. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 80 с.
6. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М., 2008. – 335 с.
7. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
8. Бондаренко а.к. Дидактические игры в детском саду. – М.,1991.
9. Волкова Г.А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: «Детство — Пресс», 2008. – 144 с.
10. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2006. – 70 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Центр гуманитарной литературы «Рон», 2006. – 128 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 2006. – 470с.
14. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., АПН РСФСР, 1949.
15. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 471с.
16. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.
17. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2007. – 135 с.
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007 – 120 с.
19. Коррекционная педагогика/Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Наука, 2007. – 269 с.
20. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб, 2008. – 80 с.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 2006. — 160 с.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: И.Союз, 2006 – 218 с.
23. Лапковская В.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. – М.: Мозаика — Синтез, 2008. – 56с.
24. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008.
25. Логинова в.и., саморукова п.г. дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2006. – 192 с.
28. Методическое пособие для воспитателей. -2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика — Синтез», 2005 – 80 с.
29. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: А.П.О., 1993. – 43 с.
30. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО «Гринго»,2006. – 61 с.
31. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов на-Дону: «Феникс»,2003 — 448с.
32. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. — метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
33. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. / С.Н. Сазонова. – М., 2006. – 144 с.
34. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая Логопедия. – М., 2006. – 279 с.
35. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи — СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2010. – 48 с.
36. Сорокина а.и. дидактические игры в детском саду. – м., 1982.
37. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 2007.
38. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2006. – 106 с.
39. Ушакова О.С. Придумай слово. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – 105 с.
40. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. — 2004.
41. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. – М., 2006.
42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
43. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
44. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 2006 – 221 с.
46. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. – 244 с.
48. Шаховская С.Н. и др. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи. – М., 1992.
49. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2007.
50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи – М., Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Картинный материал к методике обследования словарного запаса детей
И.А. Смирновой
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Осень | 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета. · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. 2. Активизация и закрепление словаря существительных: · Игра «Чудесный мешочек». · Игра «Разложи картинки по сходству». · Дополнение смыслового ряда. · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок – описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков | Игрушки | Развитие номинативного словаря. · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных: · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря | Продукты | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. 3. Игра «Чудесный мешочек» 4. Игра «Разложи картинки по сходству» 5. Игра «Пара к паре» 6. Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Осень | 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Сравни» Обогащение словаря синонимов | Игрушки | Обогащение словаря антонимов Игра «Сравни» | Продукты | · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Продукты | |||||
Овощи | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 1. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний | Деревья | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря | Мебель | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок – описаний |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Овощи | · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 3. Развитие пассивного словаря обобщений | Деревья | Обогащение словаря антонимов Развитие словаря обобщающих слов | Мебель | Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Овощи | · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 4. Активизация и закрепление обобщающих слов Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | Деревья | Мебель | · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?» | |
Фрукты | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» · | Перелетные птицы | Развитие номинативного словаря. Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: | Зима | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Фрукты | Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» | Перелетные птицы | · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 1. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» | Зима | 1. Развитие пассивного словаря существительных: Обогащение словаря синонимов 1. Развитие пассивного словаря синонимов: · Игра «Придумай предложение» 2. Активизация и закрепление словаря синонимов: · Игра «Как сказать?» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Фрукты | 2.Активизация и закрепление словаря антонимов: · «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений: · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?» | Перелетные птицы | · Лото «Кто как передвигается?» Обогащение словаря антонимов 1. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 1. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | ||
Ягоды | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета | Дикие животные | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета | Новый год | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Ягоды | 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря Обогащение словаря антонимов 1. | Дикие животные | · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря | Новый год | · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Ягоды | 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?» | Дикие животные | 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» · Лото «Кто как передвигается?» Обогащение словаря антонимов 1. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов | Новый год | Развитие словаря обобщающих слов |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
· Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | |||||
Грибы | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков | Посуда | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Грибы | 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений Игра «Классификация · предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» | Посуда | · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
I период | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
Грибы | · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?» | Посуда | 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?» | ||
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Зимующие птицы | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний | Одежда | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний | Праздник 8 Марта | Развитие номинативного словаря. 1. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Игра «Пара к паре» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Зимующие птицы | · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря | Одежда | · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» · Игра «Сравни» | Праздник 8 Марта | · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Зимующие птицы | Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» Игра «Что общего?» | ||||
Животные севера | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · игра «Угадай, кто так делает?» | Обувь | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Пара к паре» | Профессии наших мам | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Животные севера | Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» | Обувь | Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» 2. Активизация и закрепление словаря антонимов: · Игра «Закончи предложение» | Профессии наших мам | · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра с мячом «Скажи наоборот» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Животные севера | 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» · Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | Обувь | Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | ||
Животные жарких стран | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета | День защитника Отечества | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета Развитие атрибутивного словаря | Транспорт | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Животные жарких стран | 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного | День защитника Отечества | 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» | Транспорт | · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Чудесный мешочек» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Игра «Пара к паре» Дополнение смыслового ряда · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Животные жарких стран | · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» · Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» | День защитника Отечества | · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | Транспорт | 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Лото «Что как передвигается?» Обогащение словаря антонимов 1. Развитие пассивного словаря антонимов: · Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Семья | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
II период | Январь | Февраль | Март | ||
Семья | · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | ||||
III период | Апрель | Май | Июнь | ||
Весна | Развитие номинативного словаря. Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: | Праздник 9 Мая | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний | Лето | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
III период | Апрель | Май | Июнь | ||
Весна | · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря синонимов | Праздник 9 Мая | · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | Лето | · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Обогащение словаря синонимов 1. Развитие пассивного словаря синонимов: · Игра «Придумай предложение» 2. Активизация и закрепление словаря синонимов: Игра «Как сказать?» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
III период | Апрель | Май | Июнь | ||
Птицы | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: | Школьные принадлежности | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета · Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: | Насекомые | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: · «Назови лишнее слово» · Отгадывание по картинкам загадок — описаний · Отгадывание названия предмета по описанию его дифференцированных признаков 2. Активизация и закрепление словаря прилагательных: |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
III период | Апрель | Май | Июнь | ||
Птицы | · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Развитие пассивного словаря глаголов: · Лото «Кто быстрее принесет картинку» · Игра «Найди приятеля» 2. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Игра «Кто как кричит?» Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений | Школьные принадлежности | · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» | Насекомые | · Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного · Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Развитие предикативного словаря 1. Активизация и закрепление словаря глаголов: · Лото «Кто как передвигается?» Развитие словаря обобщающих слов 1. Развитие пассивного словаря обобщений · Игра «Классификация предметов по картинкам» · Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» |
Продолжение таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Темы | Игры | Темы | Игры | Темы | Игры |
III период | Апрель | Май | Июнь | ||
Птицы | · Игра «Классификация предметов по картинкам» Игра «Выделить из серии слов» · Игра «Назови лишнее слово» 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | Насекомые | 2. Активизация и закрепление обобщающих слов · Игра «Назови одним словом» · Игра «Что общего?» | ||
Профессии | Развитие номинативного словаря. 1. Развитие пассивного словаря существительных: · Проговаривание наименований предмета 2. Активизация и закрепление словаря существительных. · Игра «Угадай, кто так делает?» · Игра «Разложи картинки по сходству» · Дополнение смыслового ряда Развитие атрибутивного словаря 1. Развитие пассивного словаря существительных: |
Окончание таблицы 1
Календарно-тематическое планирование работы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня
Совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск