Логопедические задания для детей с ОНР

Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1

Бонусная программа.
Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Цена в интернет-магазине может отличаться от цены в магазинах сети. Оформление книги может не совпадать с представленным на сайте

Альбом 1 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной частью комплекта из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.
.Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно по заданию логопеда переписывать домашние задания, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддержать интерес ребенка к занятиям.
.
.Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.

Новинки раздела

Учебное пособие предназначено для фундаментальной подготовки к ОГЭ по химии. Оно способствует систематизации имеющихся у выпускников знаний и формированию у них устойчивых навыков выполнения заданий в формате основного государственного экзамена. Книга. Учебное пособие предназначено для фундаментальной подготовки к ОГЭ по химии. Оно способствует систематизации имеющихся у выпускников знаний и формированию у них устойчивых навыков выполнения заданий в формате основного государственного экзамена.
Книга содержит:
30 новых тренировочных вариантов, составленных по официальным проектам спецификации и демоверсии ОГЭ 2023 года, опубликованным 23.08.2022 г. на сайте ФИПИ;
3 варианта с подробными решениями и комментариями к каждому типу заданий;
ответы ко всем тренировочным вариантам.
Пособие адресовано девятиклассникам, готовящимся к ОГЭ по химии, и учителям. Книга будет полезна учителям для выявления пробелов в знаниях учеников, составления тематических работ и проведения текущего контроля.
Пособие может быть использовано и при дистанционном обучении. Скрыть Показать весь текст

Серия подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена. В сборнике представлены: •20 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по английскому языку. Серия подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена.

В сборнике представлены:
•20 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по английскому языку 2023 года;
•инструкция по выполнению экзаменационной работы;
•ответы ко всем заданиям;
•критерии оценивания.

Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену.

Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ОГЭ. Скрыть Показать весь текст

Математика. Подготовка к ЕГЭ-2023. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года: учебно-методическое пособие

Пособие предназначено для качественной подготовки к профильному уровню ЕГЭ по математике в 2023 году. Книга содержит: •40 новых тренировочных вариантов, составленных в соответствии с проектами демоверсии и спецификации 2023 года профильного уровня ЕГЭ по. Пособие предназначено для качественной подготовки к профильному уровню ЕГЭ по математике в 2023 году. Книга содержит:

•40 новых тренировочных вариантов, составленных в соответствии с проектами демоверсии и спецификации 2023 года профильного уровня ЕГЭ по математике, опубликованными на сайте ФИПИ;

•подробное решение 10 вариантов;

•краткий теоретический справочник;

•задачник, содержащий основные типы задач с кратким ответом;

•ответы ко всем заданиям и вариантам.

Материал пособия позволит выпускникам получить на ЕГЭ желаемый результат — от минимального количества баллов до 100.

Книга адресована старшеклассникам и учителям. Она может использоваться также и при дистанционном обучении. Скрыть Показать весь текст

Лариса Суркова – кандидат психологических наук, практикующий психолог по вопросам детской и семейной психологии, мама шестерых детей.Самым важным и знаковым для вашего малыша является период его жизни от одного года до трех лет. Это время не только активного. Лариса Суркова – кандидат психологических наук, практикующий психолог по вопросам детской и семейной психологии, мама шестерых детей.Самым важным и знаковым для вашего малыша является период его жизни от одного года до трех лет. Это время не только активного развития и изучения окружающего мира, но и формирования многочисленных навыков и становления характера.В этом издании собраны самые важные вопросы, которые интересуют молодых родителей, о том необходимы ли специальные методики для развития малыша, нужно ли наказывать и вводить запреты, как помочь ребенку выстраивать социальные отношения, а также как самим справиться с собственными эмоциями и страхами. Для этих и других сложностей или проблем автор дает обоснованные и достаточно простые решения на основе профессионального и личного опыта. Советы и рекомендации Ларисы Сурковой помогают семьям обрести спокойствие и гармонию, почувствовать счастье от времени, проведенного с малышами и понять, как же здорово быть со своими детьми! Скрыть Показать весь текст

Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса в 2 частях состоит из заданий, выполнение которых призвано развивать у детей любовь к чтению, умение вдумчиво, внимательно анализировать тексты разных жанров. Обучающимся предоставляется возможность оценить. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса в 2 частях состоит из заданий, выполнение которых призвано развивать у детей любовь к чтению, умение вдумчиво, внимательно анализировать тексты разных жанров. Обучающимся предоставляется возможность оценить свою работу по различным критериям, таким, как умение работать с текстом (подбирать заголовок, находить нужные фрагменты, делить текст на смысловые части и составлять план), таблицей, иллюстрациями. В конце первой части тетради дан методический комментарий для учителей и родителей. Рабочая тетрадь может быть использована с любым УМК, а также во внеурочной деятельности. Скрыть Показать весь текст

В тетради представлены игровые задания и обучающие ситуации по ознакомлению ребёнка со звуковой системой родного языка, что является основой обучения грамоте. Задачи тетради — сформировать у детей правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха. В тетради представлены игровые задания и обучающие ситуации по ознакомлению ребёнка со звуковой системой родного языка, что является основой обучения грамоте. Задачи тетради — сформировать у детей правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха. Для их решения в тетради предлагается большое количество заданий практического характера (дорисуй, соедини, наклей, отгадай загадку, выучи стихотворение, потешку). Все задания доказали свою эффективность в ходе многолетнего использования педагогами ДОО. Тетрадь предназначена для индивидуальной работы с детьми в семье и ДОО. Её можно использовать для устранения пробелов в развитии ребёнка. Рекомендуется родителям, педагогам ДОО, гувернёрам. Скрыть Показать весь текст

Пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Пособие содержит 14 типовых вариантов экзаменационных заданий Основного государственного экзамена по географии. Назначение пособия — предоставить возможность обучающимся отработать навыки выполнения. Пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ».
Пособие содержит 14 типовых вариантов экзаменационных заданий Основного государственного экзамена по географии.
Назначение пособия — предоставить возможность обучающимся отработать навыки выполнения заданий, аналогичных заданиям, представленным в демонстрационной версии ОГЭ по географии.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, а учащимся-девятиклассникам — для самоподготовки и самоконтроля.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях. Скрыть Показать весь текст

Серия подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена. В сборнике представлены: • 10 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по географии 2023. Серия подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена.
В сборнике представлены:
• 10 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по географии 2023 года;
• инструкция по выполнению экзаменационной работы;
• ответы ко всем заданиям;
• критерии оценивания.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену.
Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ОГЭ. Скрыть Показать весь текст

Логопедические задания для детей с ОНР

В связи с тем, что ОНР подразумевает нарушение различных видов речевой деятельности, план логопедических занятий должен строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и охватывать все нужные моменты.

Общее недоразвитие речи характеризуется наличием проблем как с произнесением звуков, так и с грамматической составляющей речи. Поэтому необходимо заниматься, что называется, «по всем фронтам».
Помимо артикуляционной гимнастики в занятия включаются упражнения на расширение словарного запаса, формирование связной речи и правильного построения фраз и предложений.

Подготовка артикуляционного аппарата

В комплекс обязательно должны входить гимнастика для развития речевого аппарата. Включаются как статические упражнения, так и динамические. Например:

  • «улыбка»;
  • «слоник» — вытягивание губ как для поцелуя;
  • «качели» — кончик языка попеременно касается то неба за передними зубами, то десен за нижними;
  • «варенье» — язык «облизывает» губы;
  • «лошадка»

Научите ребенка скручивать язык трубочкой, «заводить моторчик» (подготовка к рычанию) и т. д.

Подробнее об артикуляционной гимнастике для детей 3-4, 5-6 лет.

Развитие экспрессивной формы речи

Детей с I-II степенью ОНР нужно побуждать к общению. Первые занятия могут быть основаны на звукоподражании (как разговаривают разные животные, как плачет малыш и т.п.), ребенка нужно просить назвать свои имя, имена друзей и названия любимых игрушек.
Дети учатся строить рассказ, опираясь на наводящие вопросы.
Расширение словарного запаса стимулирует развитие коммуникативной речи.

  • Покажи части тела у себя, у куклы?
  • «Подбери слова». Детям предлагают подобрать слова на заданную тему. Например, снег — снежинка, сугроб, зима.
  • «Что делает?» Ребенок должен подобрать глаголы, связанные с названным словом. Велосипедист — едет, катается. Снежинка — падает, кружится.
  • Активно расширяет словарный запас умение подбирать антонимы и синонимы.
  • «Обобщение» — учимся называть группы предметов по обобщающему признаку (посуда, домашние и дикие животные, обувь, одежда и т. п.)
  • «Как ласково?» — упражнение, направленное на обучение формированию форм слов при помощи суффиксов. Огурец — огурчик, дом — домик, шуба — шубка.
  • «Один-много». В игре дети должны освоить правильное формирование множественного числа существительных. Можно предложить подобать карточки с картинками, а можно собирать в группу небольшие игрушки.

Стимулирование мелкой моторики

Занятия с детьми не должны быть однотипными, поэтому в каждое необходимо включать элементы двигательной активности и упражнения на мелкую моторику. Работа руками стимулирует развитие речевого центра, так что такие задания упускать из виду нельзя.
В зависимости от возраста и умений ребенка, можно предлагать ему:

  • игры с крупой, фасолью;
  • «волшебный мешочек», в котором на ощупь надо узнать спрятанный предмет;
  • различные виды творческой деятельности — рисование, лепка, аппликация;
  • игры-шнуровки;
  • пальчиковые игры.

Логоритмика

Объединение речи с движениями благотворно действуют на детей с ОНР. Во время подвижных игр ребенок раскрепощается, улучшается восприятие ритмического рисунка слова и фразы, развивается координация движений, внимание и память.

Для упражнений используются ритмические движения (ходьба, имитация каких-либо действий, описанных в песенке), отхлопывание и притопывание в такт словам, игры под музыку.

Развитие памяти и внимания

Довольно часто ОНР сопутствует и отставание в формировании функций высшей психической деятельности. Для того, чтобы стимулировать произвольное внимание и память, в комплекс занятий включаются специальные упражнения. К примеру:

  1. «Земля, вода, огонь и воздух». Взрослый разучивает с детьми характерные движения, обозначающие каждое слово. «Земля» — опустить руки вниз, «вода» — вытянуть вперед, «воздух» — поднять над головой, «огонь» — покрутить кистями. Теперь задача взрослого запутать детей, произнося команды не по порядку и во все ускоряющемся темпе. Кто не сбился — молодец.
  2. Одна из самых распространенных игр на внимательность — классическая «Съедобное — несъедобное». Можно играть и дома, и на улице, в компании и вдвоем.
  3. Для развития памяти можно играть в прятки. Выстройте на столе несколько небольших игрушек. Дайте ребенку запомнить их, а потом попросите его отвернуться. Одна игрушка должна спрятаться. Кого не хватает? Если ребенку легко дается задание, усложните его — спрячьте сразу несколько предметов, поменяйте их местами в ряду.
  4. С большим удовольствием дети играют в лабиринты, ищут отличия в картинках. Не упускайте возможность лишний раз потренироваться.

Развитие навыка построения связного рассказа

Научиться правильно строить рассказ — не простое занятие для дошкольника. Детям с ОНР можно предложить различные игры для тренировки этого навыка:

  1. «Что за чем?» Попросите ребенка распределить картинки в правильном порядке, чтобы по ним можно было понять что происходило. На начальном этапе нужно будет рассказать сказку или рассказ и только после этого раскладывать картинки.
  2. «Объяснялки» Научить ребенка пользоваться предлогами и союзами, строить сложные предложения поможет игра, в которой нужно все объяснять. «Кошка мурлычет потому, что….», «На улицу надо надеть ботинки потому, что…»
  3. «Секрет». Ребенок получает карточку с картинкой. По правилам игры он должен хранить рисунок в тайне, однако рассказать о нем он может. Кто сумеет описать свою картинку так, чтобы догадались другие?
  4. Можно также поиграть в писателя и самим сочинить сказку. Лучше всего играть в большой компании. Взрослый показывает картинку с простым сюжетом, а дети должны придумать по ней историю. Вначале взрослый должен направлять процесс, задавая вопросы.

Главное в работе с ОНР — последовательность и систематичность. Многие упражнения можно выполнять не только на занятиях, но и во время прогулки, игр и домашних дел. Если заниматься с хорошим настроением, «уроки» не будут утомлять ребенка, но помогут добиться больших успехов.

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.

Учитель-логопед Ильина Валентина Александровна ДОУ д/сад№43 г. Липецк

У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольников того же возраста с ОНР (общим недоразвитием речи). Так, даже при 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребёнка беден; ограниченность словаря отмечается и в активном, и в пассивном плане. Дети не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными, неправильно выбирают падежные формы существительных, не могут изменять слова во множественном числе, а также использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Эти проблемы наших детей выливаются, в стойкие аграмматизмы и приводят к большим проблемам в школьном обучении. Без целенаправленной работы, они уже с первого класса отстают в овладении письмом, применении на письме грамматических правил. Также при условии грамматики, чисто практически, формируется и мышление. В этом огромное значение усвоения лексико-грамматических навыков в развитии речи и психических функций ребенка.

Родители не всегда имеют точное представление о том, что должны знать и уметь дети. Нередко к ребенку предъявляются завышенные, а иногда и заниженные требования. Родители пытаются снабдить своих чад сверхсложной информацией, упуская при этом элементарные вещи. Чтобы избежать таких ошибок и помочь родителям в занятиях с детьми, я постаралась систематизировать игровые задания для детей с ОНР старшего дошкольного возраста, они направлены на развитие познавательных способностей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, формированию графических навыков. Словесные игры помогут ребенку освоиться в окружающем мире, расширят его представления об окружающих предметах и явлениях природы.

Задания построены на материале лексической и грамматической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно материал закрепляют воспитатели групп во время проведения ежедневных занятий, а так, же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий. Выполнение ежедневного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

Тема «Игрушки»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Назови одним словом: пирамидка, кукла, мяч, кубики (Игрушки.)

— Посчитай игрушки, какие есть у тебя дома, называя их. (Например, одна пирамидка, две машинки, три кубика и т. д.)

— Нарисуй любимую игрушку.

— Расскажи о ней ( по плану: цвет, форма, размер, из чего сделана, части, как с ней играешь почему любишь эту игрушку.)

-Нарисуй большой красный мяч, между маленькими пирамидками. Маленький желтый мячик, над пирамидкой который от тебя справа.

— Расскажи, как можно играть с пирамидкой. Что можно построить из кубиков? В какие игры можно играть с мячом?

Поиграйте в игры

«Скажи, какой?» Продолжи фразы:

Мяч сделан из резины -….; пирамидка сделана из дерева -; кубики сделаны из пластмассы -…; самолетик сделан из бумаги — ….

Назови ласково: кукла — ; мяч—. пирамида—. машина—

Сосчитай до пяти: Один мяч — два, пять… Одна кукла— два, пять.

• Один – много мяч — много; кукла—. ; пирамидка—…; машина—.

• Что не так? Оловянный солдатик сделан из бумаги. Игрушки нельзя мыть. .

• Скажи наоборот Твердый — ; добрый —. Незнайка.

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

-Какое время года приходит после лета?

-Какими, красками ты бы нарисовал осень, если бы стал художником?

-Подумай, какая погода бывает осенью. Послушай, слова, характеризующие погоду, и хлопни в ладоши, когда услышишь те, которые подходят для осени. Осень бывает. хмурая, жаркая, теплая, ненастная, солнечная, дождливая, пасмурная, морозная, ясная.

-Какую одежду надевают люди осенью?

-Зачем нужен зонтик?

-Куда улетают птицы? Как ты думаешь, почему птиц, улетающих от нас осенью, называют перелетными? Каких перелетных птиц ты знаешь?

— Как животные готовятся осенью к зиме.

— Куда спрятались насекомые

Нарисуйте картинку и расскажи об осени.

Поиграйте в игры

«Скажи, какой?» Продолжи фразы:

лист клена — кленовый лист; лист дуба —. ;лист березы —. ;

лист каштана —. ;лист рябины —. ;лист ивы —.

Назови ласково: дождь — дождик. лужа —. ветер—. солнце—

Сосчитай до пяти: Один зонтик — два зонтика… Одно облако —.

• Один – много Зонт — много зонтов. Облако—. Туча —. Лужа —. Листик

• Что не так? Сентябрь — это летний месяц. Весной листья желтеют и опадают.

• Скажи наоборот Тепло — холодно. Мокро—. Много—.

Осенью часто идут. Первого сентября дети идут в.

• Исправь ошибку Большая зонт. Осенние месяц. Яркий солнце.

• Что не так? Сентябрь — это летний месяц. Весной листья желтеют и опадают.

• Скажи наоборот Тепло — холодно. Мокро—. Много—.

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

-Назови одним словом: морковь, огурец, свекла, картофель. (Овощи.)

— Какие еще овощи ты знаешь?

-Где растут овощи? Когда мы начинаем собирать урожай овощей? Подумай, как удобнее собирать овощи: морковь — дергают; картофель — копают; капусту — срезают; горох — срывают; свеклу — дергают; огурцы — срывают; кабачок — срезают.

— Хлопни в ладоши если назову овощ.

-Какие заготовки делают из овощей?

— Повтори: помидор, огурец, морковь, свекла.

— Подумай, что можно приготовить из овощей. Какие овощи можно есть сырыми, а какие варят (жарят, тушат?

— Если мы сварим картошку, то у нас будет вареная картошка, а как будет называться картошка, если ее жарить, тушить?

— Назови круглые овощи. Какие овощи имеют овальную форму?

— Нарисуй овал зеленого цвета, на какой овощ похож, желтый круг- какой это овощ? (изображая овощи, расскажи о них).

Поиграйте в игры

«Скажи, какой?» Продолжи фразы:

Сок из моркови — морковный; суп из гороха —. ;пюре из картофеля —

салат из огурца —. ; сок из помидора —.

Назови ласково: помидор — ; огурец —. редис—. репа—

Сосчитай до пяти: Один перец — два, пять… Одна морковь — два, пять.

• Один – много перец — много; кабачок —много. ; лук—много…; чеснок—. много

• Что не так? Огурец— растет в земле. В саду растут помидоры, перцы. Кабачок круглый, красного цвета

• Скажи наоборот большой— маленький. горький—. много—.

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

-Назови одним словом: яблоко, груша, сливы, лимон. (Фрукты.)

— Какие еще фрукты ты знаешь?

— Где растут фрукты?

— Какие фрукты привезены из жарких стран и какие выращены в наших краях?

— Какие из следующих слов подходят, для того чтобы рассказать о вкусе фруктов (хлопни в ладоши, когда услышишь нужное слово) : сочный, сладкий, гладкий, горький, сухой, красный, соленый, круглый, кислый, вкусный, приятный.

— Назови самый маленький фрукт, нарисуй. (вишня, слива)

— Назови фрукты, имеющие круглую форму.

— Как будут называться соки? Сок из сливы — сливовый сок; сок из апельсина —. ; из груши —.

— Назови свой любимый фрукт и составь о нем рассказ. Не забудь рассказать о его цвете, форме, вкусе и о том, как его можно употреблять в пищу.

-Нарисуй картинки так, чтобы яблоко, располагалась под грушей, а над лимоном апельсин.

— Про какой фрукт можно сказать мой, моё, моя.

Поиграйте в игры

«Скажи, какой?» Продолжи фразы:

Сок из яблок-; компот из фруктов —. ; кисель из вишни —

джем из абрикоса —. ; сок из груш —.

Назови ласково: яблоко — ; груша —. лимон—. апельсин—

Сосчитай до пяти: Один мандарин — два, пять… Одна слива— два, пять.

• Один – много персик — много; яблоко —. ; груша—…; лимон—.

• Что не так? Фрукты — растет в огороде. Из слив варят суп.

• Скажи наоборот Сочный— ; Спелый—. высоко—.

Тема «Одежда, обувь»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Как ты думаешь, для чего человеку нужна одежда, обувь?

— Назови одежду, которую носят только девочки.

— Назови одежду, которую носят только мальчики.

— Почему в разную погоду нам нужна разная одежда? В какое время года — летом или осенью — надо одеваться теплее? Почему?

— Рассмотри одежду и назови ее части.

— Одежду можно шить или вязать? Для шитья одежды используют разные ткани: ситец, шелк, фланель, капрон, трикотаж.

— Про сарафан из ситца говорят, что это — ситцевый сарафан. Как будет называться платье из шелка, рубашка из фланели, футболка из трикотажа, куртка из капрона, свитер из шерсти?

— Назови домашнюю, уличную, спортивную обувь. Какую обувь носят зимой, а какую летом?

— Куда мы вешаем и кладем одежду? (предлоги в,на)

— Откуда вынимаем одежду? (предлоги из, с, из-под)

— Где мы покупаем одежду и обувь?

— Как называется магазин где продают одежду,обувь?

— А знаешь ли ты, где ее шьют? Для этого существуют фабрики, ателье, швейные мастерские. В них работают швеи, портные, закройщики. А придумывают модели одежды модельеры. Как ты думаешь, какую работу выполняют швеи и закройщики?

— Нарисуй рубашку, платье, брюки? Дорисуй к рукаву рубашки — манжет; для платья надо нарисовать карманы, воротник и пуговицы, а к шортам ремень

— Назову одежду хлопнешь в ладоши. (назову обувь-хлопнешь в ладоши)

— Покажи на обуви, каблуки, подошвы, шнурки, пряжки.

Поиграйте в игры

«Скажи, какой?» Продолжи фразы:

сапоги из резины -….; туфли из кожи -…; платье из ситца -…;

сарафан из шерсти -…; пижама из фланели -….

Назови ласково: сапог — ; куртка—. платье—. брюки—

Сосчитай до пяти: Один сапог — два, пять… Одна кофта— два, пять. Одно пальто –два, пять.

• Один – много плащ — много; пижама —. ; брюки—…; ботинок—.

• Что не так? Зимой мы ходим в майке и шортах. Летом люди надевают шубы.

• Скажи наоборот Тепло — ; Мокрый—. мягкий.

Тема «Посуда»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Что можно назвать одним словом посуда? Как ты думаешь, для чего нам нужна посуда? Какую посуду ты еще знаешь?

— Где хранится посуда? Такая посуда называется кухонной?

— Какая еще существует посуда? столовая, чайная, кофейная Как ты думаешь, для чего нужны эти виды посуды? К какой посуде относятся чайник, чашка, сахарница и блюдце? А к какой посуде мы отнесем тарелку и салатницу?

— Возьми синий карандаш и нарисуй чешку. Какая чашка получилась? (синяя, а если мы ее нарисуем красным карандашом?

— Как ты думаешь, почему чайник назвали чайником, а кофейник — кофейником? Попробуй объяснить названия слов: сахарница, хлебница, салатница, масленка, солонка.

— Зайдите на кухню и рассмотрите посуду, расскажите для чего нужна она нужна.

Поиграйте в игры

«Скажи, какой?» Продолжи фразы:

Стакан сделан из стекла -….; кастрюля сделана из металла -; ложка сделана из пластмассы -…; стаканчик сделан из бумаги — ….

Назови ласково: кастрюля — ; стакан—. ; ложка —. сковорода —

Сосчитай до пяти: Один стакан — два, пять… ложка кукла— два, пять.

• Один – много кастрюля — много; чашка —. ; кружка —…; миска —.

• Что не так? Посуду нельзя мыть мылом. Стеклянная посуда не бьется. .

• Скажи наоборот Прозрачная — ; хрупкая —. чистая.

Тема «Зимующие птицы»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Воробей, дятел, ласточка и синиц – назови, одним словом.

— Каких из этих птиц можно встретить зимой в наших краях? Как называются птицы, остающиеся зимовать у нас? Каких зимующих птиц ты знаешь?

— Вспомни названия перелетных птиц.

— Ворона, сорока, журавль, воробей, подумай, какая из четырех лишняя. Почему ты так считаешь?

— Как человек может помочь птичкам перезимовать? Встречались ли тебе во время прогулки кормушки для птиц? Сделайте с ребенком кормушку.

— Рассмотри птичек и покажи, где у них клюв, крылья, лапки, хвост. Чем покрыто тело птиц?

— Рассмотрите дятла и синичку, какие эти птицы, какого цвета их оперение (объясните значение этого слова) Сравни этих птичек, что общего, чем они отличаются? Когда будешь раскрашивать рисунки, не забудь сделать желтой грудку у синички и нарисовать красную шапочку дятлу.

Поиграйте в игры

«Скажи, чей след?» Продолжи фразы:

На снегу виден след воробья, он -….; по песке прошел голубь, след -;Здесь ходила синичка, след -…; Прошла ворона и оставила след — ….

Назови ласково: синица — ; воробей —. ; ворона —. голубь —

Сосчитай до пяти: Один голубь — два, пять…; одна синица — два, пять.

• Один – много один дятел — много; —. ; одна синица —…; одна ворона —

• Что не так? Зимующие птицы улетают на юг. Журавль –это зимующая птица.

• Скажи наоборот. Высоко — низко. Далеко —. Уползать — …Темный —

Тема «Домашние животные и их детеныши»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Назови домашних животных.

— Назови детенышей этих животных.

-Как передвигаются животные, как подают голос?

-Почему эти животные называются домашними? Кто за ними ухаживает? Какую пользу приносит корова (свинья, овца, собака, кошка?

— Расскажи, кто у кого мама, а кто у кого — детеныш. Например, у теленка мама — корова, детеныш коровы — теленок и т. д.

— Какое животное тебе понравилось больше всех? Расскажи про него, используя при рассказе следующие слова: голова, морда, шея, уши, глаза, туловище, спина, когти (копыта, хвост, шерсть, щетина).

— Назови «маму» и «папу» теленка—. жеребенка —. поросенка —. щенка —. котенка —.

— Угадай по действию, какое домашнее животное : кукарекает —. мяукает. лает…- ржет —. мычит —. блеет —. хрюкает —.

— Кто чем питается? зерно — лошадь,. сено —. овощи —.

-Кто где живет? лошади — в конюшне. коровы—. свинья —.

собака —. телята —. кролики —.

-Кто может быть? бодливым —. пушистым —. рогатым —.

Поиграйте в игры

«Скажи, чей след?» Продолжи фразы: хвост у лошади -…; уши у кошки…; глаза у собаки -…

Назови ласково: кошка — ; собака —. ; лошадь —. овца —

• Сосчитай до пяти Один пушистый кот — два пушистых кота,.

Одна быстрая лошадь —. Один ретивый конь —.

• Один – много один конь — много; —. ; одна кошка —…; одна собака —

• Что не так? Кошка мычала на диване. Собака лает на своих.

Лошадь дает шерсть. Коза клюет молоко

Кто старше — кошка или котенок?

Кто больше — лошадь или жеребенок?

Тема «Дикие животные и их детеныши»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Каких диких животных ты знаешь? Где живут эти животные? Почему их называют дикими?

— У каждого животного — свой характер. Угадай, про какое животное сказаны эти слова: рыжая, пушистая, хитрая —. ; трусливый, пугливый, длинноухий —. ; злой, голодный, хищный —. ; сердитый, колючий —. ; мохнатый, бурый, неуклюжий —.

— Многие дикие животные устраивают себе жилища. Знаешь ли ты, кто живет в дупле, у кого дом — берлога, логово? Кто роет для себя норы?

— У диких животных бывает один или несколько детенышей. Родители заботятся о своих малышах. Как называется детеныш у медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа, лося, оленя? А как сказать, если детенышей несколько? Назови их: медвежонок — медвежата. ; волчонок —. ;

лисенок —. ; зайчонок —. ; бельчонок —. ;

ежонок —. ; лосенок —. ; олененок —.

— Когда так говорят? Держать в ежовых рукавицах. Медведь на ухо наступил. Волков бояться —в лес не ходить.

— Что общего и чем отличаются друг от друга? Белка и лиса. Бобр и выдра.

Медведь и барсук. Лиса и волк. Лось и олень.

— Вспомни: Вспомни русские народные сказки, где героями были:

Медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка. (Теремок)

Заяц, волк, медведь, лиса. (Колобок)

— Объясни словечко Длинноухий; косолапый.

— Закончи предложение В берлоге живет. В норе может жить.

В дупле живет… Зимой в лесу можно встретить.

Зимой в лесу никогда не увидишь.

Поиграйте в игры

«Скажи, чей след?» Продолжи фразы: хвост у лося -…; уши у белки…; глаза у волка -…

• Измени по образцу У кого чей хвост? У кого чьи уши?

Чей хвост у белки? — Беличий. Чьи уши у белки? — Беличьи.

У волка? —. У медведя? —. У зайца? —. У лисы? —. У оленя? —.

Назови ласково: волк — ; медведь —. ; лиса—. олень —

• Сосчитай до пяти Один косолапый медведь — два косолапых медведя,. Одна хитрая лиса —. Один глупый мышонок —.

• Один – много один волк — много; —. ; одна белка — много…; одна лиса — много.

Волк, лиса, собака, медведь.

Лось, волк, заяц, олень.

Сова, сорока, белка, ворона.

Тема «Новый год»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Какое время года наступает после осени?

— Подумай, какие слова пригодятся для рассказа о зиме. Слушай внимательно и хлопай в ладоши, когда услышишь «зимнее» слово: мороз, снег, ручеек, сугроб, снежинка, метель, радуга, гроза, лед, санки, велосипед, лыжи, снегопад, трава.

— Какие слова можно сказать про снег? Снег — какой? (Белый, холодный, блестящий, рассыпчатый, рыхлый, липкий.) Зима — какая? (Белая, морозная, снежная, холодная.)

— Какой самый веселый праздник мы отмечаем зимой?

— Какое дерево мы украшаем в наших домах на Новый год? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков.

— Чем мы украшаем елочку? Из чего делают елочные игрушки? Игрушки из стекла — стеклянные, а каким словом мы назовем игрушки, сделанные из пластмассы, бумаги, картона?

— Как ты думаешь, что такое хоровод, маскарад, карнавал, гирлянда, серпантин? Можно ли назвать эти слова «новогодними»?

— Кто такие Дед Мороз и Снегурочка? Что прячет под елкой Дед Мороз?

— Расскажи какими игрушками мы будем украшать елочку? Какую песенку ты знаешь про елочку?

— Нарисуй елочку и укрась ее. Раскрась елку зеленым карандашом, шарики справа нарисуй красным, а слева — желтым.

Поиграйте в игры

• «Какое слово отличается от других? Год, год, кот, год;

Лед, мед, лед, лед.

Мороз, мороз, мороз, рогоз.

Измени по образцу: праздник — праздники. Снегурочка —.

Снеговик. Подарок —. Ёлка —.Календарь Год —.

• Как можно закончить предложение? Мы обрадовались, когда.

Скоро Новый год, значит.

• Сосчитай до пяти Одна новогодняя игрушка — две но-вогодние игрушки. Один рождественский подарок — …Одна горящая свеча

• Один – много один шарик — много; —. ; одна гирлянда — много…; одна елка— много.

• Что не так? Первого февраля наступает Новый год.

Январь — последний месяц года.

Скажи наоборот: Ветер холодный —. Длинная гирлянда —.

Мешок тяжелый —. Настроение веселое —.

Тема «Мебель»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Назови одним словом: диван, кресло, шкаф, стул. Какую еще мебель ты знаешь?

— Для чего нам нужен диван (кресло, книжный шкаф, стол, стулья, табурет!

— Расскажи, как расположена мебель в нашей комнате. Что стоит в углу? Что находится справа от книжного шкафа? Где стоит стол? Используя слова на, около, рядом, между, в.

— Сколько полок у книжного шкафа? Что, кроме книжек, стоит в шкафу?

— Покажи спинки у дивана, стула и кресла. Как ты думаешь, почему эта деталь мебели так названа? У какой мебели есть подлокотники? Покажи их и постарайся объяснить их название. У какой мебели есть ножки, сиденья? Объясни, почему они так названы?

— Сделай план нашей комнаты.

Может ли стоять стол, у которого отвинтили две ножки? Почему?

Во что превратится: стул без спинки; диван без спинки; стол без ножек?

Поиграйте в игры

• Подбери признак Стол (какой) — письменный,. Кресло (какое) — удобное,. Кровать (какая) — детская,. Стулья (какие) — плетеные,.

Измени по образцу: Шкаф из дерева — деревянный. Кровать из железа —. Кресло из кожи —. Стулья из пластмассы — …

• Назови ласково? Стол. Стул —. Диван —. Кровать —. Шкаф.

• Сосчитай до пяти Один книжный шкаф — два книжных шкафа,. Один детский стульчик —. Одно новое кресло —.

• Один – много Один стул- много; один шкаф- много. ; одна кровать –много; одно кресло – много.

Пролил, стол, на, молоко, малыш.

Диване, на, сидит, семья, вся.

В, бабушка, кресле, сидит, вяжет, и, носки.

Тема «Транспорт»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Какой транспорт можно увидеть на улицах города? Зачем нужны автобус, троллейбус, трамвай? Как называют людей, которые пользуются этим транспортом? Если транспорт перевозит пассажиров, его называют пассажирским.

— Подумай, как можно назвать транспорт, который перевозит грузы? Какой грузовой транспорт ты знаешь?

— Транспорт может передвигаться по воздуху, по воде, по земле и даже под землей. Самолет и вертолет — это воздушный транспорт. Перечисли, какие ты знаешь виды водного и наземного транспорта.

— Что общего и чем отличаются? Автобус и троллейбус.

Микроавтобус и автобус. Трамвай и электричка.

— Какие части есть у машины?

— Нарисуй грузовик так, чтобы кабина грузовика была зеленой, а кузов — желтым, колеса черные.

-Как называют человека, который водит машину?

Поиграйте в игры.

• Как назвать остановку Трамвая — … Автобуса —. Троллейбуса —.

• Сосчитай до пяти Одна белая машина—две белые машины,.

Один красивый корабль —. Одна трамвайная остановка —.

Один рейсовый автобус —. Одно запасное колесо —.

• Один – много Одна машина – много; один корабль – много. ; один грузовик –много…; один велосипед – много…

Угадай: по признаку Назови одним словом машину, которая: возит молоко —.

мешает бетон —; возит воду —. ; черпает землю —.

• Что не так? Остановка подъехала к автобусу. Трамвай заправляют бензином.

Бензин закончился потому, что машина остановилась.

Автобус, самосвал, такси, трамвай.

Самолет, вертолет, орел, ракета.

Самолет, вертолет, ракета, парашют.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Трамвай, электричка, троллейбус, автобус.

• Подбери парное слово

Море — корабль, небо —. (самолет / вертолет).

Поезд — машинист, автобус —. (шофер / водитель).

Мотоцикл — два, троллейбус —. (четыре).

Самолет — аэропорт, корабль —. (порт).

Автомобиль — дорога, поезд —. (рельсы).

Тема «Космос»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Как называется наша планета? Знаешь ли ты еще какие-нибудь планеты кроме Земли?

— Что можно увидеть на небе ночью? Какой формы бывает луна?

— Какая звезда освещает и согревает нашу Землю днем? Что бы случилось с нашей планетой, если бы Солнце перестало светить?

— Где находятся Солнце, Земля, Луна, другие планеты и звезды?

— На чем можно полететь в космос? Как называется человек, который летает в космос? Знаешь ли ты, как звали первого на Земле космонавта?

— Нарисуйте картинку по теме. Как ты думаешь, на какую планету прилетел космонавт? Чем воспользовался космонавт для полета в космос?

— Как называется одежда, в которую одет космонавт? Зачем ему нужен скафандр? Как ты думаешь, почему он не одет в обычную одежду?

— Подумай и скажи, есть ли на этой планете жизнь? Если ты считаешь, что планета обитаема, дорисуй ее жителей.

Поиграйте в игры

• Один – много Звезда — много звезд. Спутник —. Корабль —.

• Сосчитай до пяти Одно созвездие — два созвездия, Один искусственный спутник —. Один мощный телескоп —. Одна далекая планета —.

• Что не так? Земля — спутник Луны. В космос летают на вертолете.

Скафандр — это зимняя одежда.

• Измени по образцу Лететь — улететь — улетели. Падать —. Бежать —.

• Что лишнее? Земля, Марс, планета, Юпитер. Корабль, ракета, станция, звезда.

Исправь ошибки: На небе появился первая звезда. Искусственная спутник облетел Землю. В космосе есть необитаемая планеты. Звездочет наблюдал звезды на теле-скопе.

Тема «Весна»

Какие вопросы задавать ребенку по теме.

— Какие признаки весны ты знаешь?

— Знаешь ли ты, как называются первые весенние цветы? (Первоцветы.) Как ты думаешь, почему им дали такое название?

— Назови первый весенний месяц. Какой месяц идет за мартом? Какой месяц наступит после апреля?

— Весной на реке плывут льдины? Объясни, почему это явление природы назвали ледоходом.

— Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной из теплых краев? Названия каких перелетных птиц ты знаешь?

— Нарисуй картинку, назови «Весна пришла», какие цвета тебе понадобятся.

— Почитайте сказку «Двенадцать месяцев»

Поиграйте в игры

• Сосчитай до пяти Одна большая сосулька — две большие сосульки.

Один мартовский день —. Один быстрый ручеек

• Когда так говорят? Весенний дождь лишним не бывает.

Май лес наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Март с водою, апрель с водою.

• Назови ласково Ручей — ручеек. Почка —. Проталина —. Солнце —

• Закончи предложение Март, апрель и май — это весенние.

Капель, проталины и сосульки — все это приметы.

• Измени по образцу Март — мартовский. Апрель — Май—. Весна —

Скажи наоборот: Весна — осень. Оттепель —. Ранняя —. Похолодание —. ; Мокро —.

• Измени по образцу Месяц— месяцы. День —. Капля —., Почки —.

• Что лишнее? Март, апрель, май, весна. Грязно, весело, сыро, холодно.

Капель, сосулька, листопад, проталина.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме «Космос». Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109» Заводского района г. Саратова Конспект.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск Конспект открытого.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Мебель для домовенка Кузи» Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о мебели, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где изготавливает.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Осень» Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Осень» Образовательные задачи: 1. Формировать представления об.

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «На балу у Золушки» (Обувь) Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.