Этапы урока. Обобщение и домашнее задание
Домашнее задание как этап урока
материал по теме
Структура урока содержит два этапа, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Это этап проверки знаний и этап информирования о домашнем задании.
Этап всесторонней проверки домашнего задания.
1.Дидактическая задача этапа
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
2. Содержание этапа
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
3. Условия достижения положительных результатов
Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
Оптимальность опроса, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
6. Способы активизации на уроке
Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
Этап информирования учащихся о домашнем задании.
1.Дидактическая задача этапа
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
2. Содержание этапа
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.
3. Условия достижения положительных результатов
Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
6. Способы активизации на уроке
Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и проверка результатов работы с соблюдением требований:
- задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания);
- оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;
- должна быть установка на индивидуализацию;
- задание должно предопределять его проверку;
- оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;
- должно быть разумное многообразие заданий;
- в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний;
- каждое задание должно предполагать преодолимую трудность;
- должны быть задания фронтальные;
- в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;
- они должны ориентировать ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;
- задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.
Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:
- проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность и самостоятельность, проявленную при подготовке домашнего задания;
- вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.
Причины невыполнения домашних заданий:
Причины объективного характера:
- неумение работать с книгой;
- непосильность заданий;
- неумение школьника распределить время;
- предмет для учащегося труден;
- затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке,
с тем, что излагается в учебнике.
Причины субъективного характера:
- отсутствие интереса к предмету;
- непонимание цели и содержания задания;
- плохие взаимоотношения с учителем;
- неорганизованность ученика;
- слабая воля;
- занятие неучебными делами.
Если ребёнок систематически не выполняет домашнее задание, то он переходит в разряд неуспевающих.
- Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и не удовлетворяющее потребности детей.
- Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.
- Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
- Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.
- Наследственные особенности, черты характера.
- Неблагополучная обстановка в семье
- Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.
- Низкая мотивация к обучению.
Роль домашних заданий в повышении качества образования.
Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.
Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов — необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.
Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.
О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого.
Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.
Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством
механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:
-Что «подается» ученикам на «вход»?
-Догматические словесные формулировки.
-Чем характеризуется учебная деятельность ученика?
-Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.
-Дословное воспроизведение заучиваемого.
-Что развивало такое обучение?
-Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к
К концу 19 в. стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К.Д. Ушинский. Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:
-домашнее задание должно быть посильным;
-домашнее задание не должно быть большим по объему;
-домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования.
- Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
- Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание
программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.
- Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.
- Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.
Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.
Этапы урока .Обобщение и домашнее задание
Чтобы активизировать работу класса на уроках обобщающего повторения лучше проводить уроки, зачеты, пресс-конференции, игры-соревнования, работы с текстовыми заданиями. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, решаются такие задачи, как обобщение изученного материала и закрепление следующих умений: работать с дополнительной литературой, уметь делать анализы и формировать выводы, грамотно выражать свои мысли, работать в коллективе, развивать фантазию.
Начинаю я с актуализации, например, урок русского языка: «Из каких частей состоит письменная речь?»
Самая главная часть, какая? (творческая)…
— Какие орфограммы мы уже знаем?
Обобщая определенную тему, я опираюсь на задания творческого характера.
Работаю по учебнику, мало использую разную литературу. Провожу задания такого характера: дописать, т.е. придумать рифму, продолжить пословицу: «Не тот друг, кто медком мажет, …..» — (угадать мысль), восстановить текст, дополнить (синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы).
С большой охотой дети выполняют задания с рассуждением типа: «Найти лишнее», «Что общего», «Чем отличаются», задания на воображение (при обобщении имени существительного), представить себя на природе: в лесу, у реки, на лугу, на поляне, утром, днем, в сумерках и назвать словами все предметы, которые их окружают, которые они видят, слышат, чувствуют (свойства предметов), а также явления природы.
Обобщаю не только на уроке русского языка данную тему, но и на уроке природоведения, чтения, рисования, трудового обучения, математики.
Например, тему «Глагол» включила в (урок) план урока по природоведению, как сюрприз учителя (соблюдается тема урока), вставить слово, которое обозначает действие предмета.
Я по дереву стучу
Червяка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Все равно он будет мой.
Или «Снежный ком».
Даются слова: природа воспитывает, ………. Уроки чтения обобщаем таким образом: после изучения определенного раздела, например, «Птицы зимой», пишем свои маленькие рассказы про свою птичку (снегирь, воробей, клест, тетерев, дятел), заканчивают своей пословицей.
На уроке математики, например, задачи нового типа обобщаю таким образом: изменить структуру задачи, что изменится в решении, если вопрос будет следующим … (меняю вопрос), составить задачи по данным выражениям.
Домашнее задание необходимо, прежде всего, для развития умений самостоятельной работы. Нужна индивидуализация домашних заданий.
Домашние задания должны даваться разумно, а не так «то густо – то пусто».
Домашние задания не должны пропадать «даром», их обязательно надо проверять. Формы есть разные: взаимопроверка, коллективная и т.д. Если домашнее задание ребенок выполняет без затруднений, можно попросить родителей, чтобы поставили, т.е. обозначали знаком «плюс», а если были затруднения – знаком «минус». Я буду знать, с кем поработать еще над данной темой (индивидуально).
Не давайте письменных заданий, если можно их выполнить устно.
Домашние задания нужны не для текущего контроля, а для развития, умения самостоятельно работать и для выравнивания.
Домашние задания должны даваться равномерно; одобрять тех, кто справился и пожелать удачи тем, кто старался.
Работаю по учебнику мало, даю задания в виде сюрпризов; дети с удовольствием приносят работы.
Предпросмотр онлайн:
Посмотрите также:
Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2022
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]
Пятый этап: подведение итогов занятия и домашнее задание
Психолог дает рекомендации относительно продолжения ведения дневниковых записей и выполнения домашних заданий.
Психолог.
«Мы продолжаем с вами вести дневник. Каждый из вас избирательно относится к этому заданию, учитывая собственные побуждения и чувства. Однако вести дневник нужно. Все вы уже убедились, что дневник и домашнее задание выполняют важнейшую роль — они являются связующим звеном между нашими занятиями и поддерживают вас в период между ними. Дневник помогает сохранять бодрость, устойчивость хорошего настроения. Дневник — ваш друг, хранитель ваших откровений.
Домашнее задание на следующий раз: сформулировать и записать в дневник девиз (кредо) своей семьи. При выполнении задания помните, что слово часто выполняет роль цели, к которой стремится человек. Поэтому определите положительное начало вашей семьи и назовите его хорошим, добрым словом».
ЗАНЯТИЕ №2
— определение основной жизненной формулы (философской установки) семьи в виде ее сrедо;
— воспроизведение характера отношений в семь участников с помощью невербальных техник;
— обучение психокоррекционным техникам, снимающим эмоциональный стресс и экстериоризирущим негативные личностные переживания;
— обучение технике мышечной релаксации и релаксации при воспроизведении ритмообразующих движений в музыке, живописи.
Первый этап: разминка
Приветствие
Проверка выполнения домашнего задания
Выборочное (по желанию) обсуждение ответов участников группы. В процессе ознакомления с результатами выполнения домашнего задания психолог отбирает наиболее оптимистичные девизы семьи. Если выбор оказывается скудным, он предлагает свои варианты, например: «Семья — это семь Я», «Вместе веселее», «Вместе и беда не страшна», «Быть семьей — это искусство», «Семья — это искусство взаимоотношений».
Пантомима «Мой ребенок, его отец и я — наши отношения».
Психолог просит участниц группы с помощью поз, мимики и жестов показать характер взаимоотношений в семье, раскрыть особенности супружеских и родительско-детских отношений. Некоторые варианты моделей отношений психолог демонстрирует сам.
Второй этап: основная часть занятия
Рисование (арттерапия) на тему:
«Я рисую свое настроение»
«Мои отношения с мужем до и после рождения больного ребенка»
«Сегодня в основной части урока мы будем обсуждать наши проблемы не с помощью слов, а несколько иным способом. Мы будем рисовать. Тема для рисования: «Я рисую свое настроение». Основное условие, мое пожелание к вам: будьте искренни, не бойтесь того что вы не владеете техникой рисования; рисуйте так, как когда-то в детстве. Почувствуйте себя свободными в этом процессе; забудьте о своих проблемах. Творите! Главное — выразить на бумаге то, что вы в этот момент чувствуете. Все необходимое перед вами: краски, фломастеры, бумага. Итак, начали».
После завершения рисования психолог показывает поочередно всей группе каждую работу. Представленные рисунки обсуждаются. Сначала психолог предлагает всем участницам (кроме автора рисунка), понять смысл изображенного на рисунке. Затем своими мыслями и ощущениями делится автор. Обсуждение проводится психологом таким образом, что все участницы оказывают автору рисунка свою поддержку и эмпатиче-ски ей сопереживают.
По той же схеме строится работа над проективным рисунком «Мои отношения с мужем до и после рождения больного ребенка». Эта тема является главной в основной части занятия. Если предложить участницам рисование на вторую тему в начале, они могут отказаться от этой формы работы, восприняв тактику психолога как директивное давление и вмешательство в их внутренний мир. Поэтому психологу не следует давать расширенной инструкции при представлении второй темы а, учитывая сложившуюся позитивную атмосферу после первой части занятия, лишь обозначить вторую тему и предложить рисовать.
На этом этапе занятия важно помочь участницам освободиться от негативных личностных переживаний с помощью невербальной психотехники — проективного рисунка. Следует стремиться к тому, чтобы ощущения, связанные с указанной проблемой, нашли бы свое отражение в рисунке. Обсуждение рисунков на вторую тему должно быть очень деликатным, включая лишь обобщенные выводы. Не следует считать отрицательным результатом те случаи, когда отдельные участницы группы не выражают особого желания (или отказывайся) комментировать то, что ими изображено. Формы экстериоризации негативных личностных переживаний могут быть открытыми и скрытыми. Поэтому психолог не должен настаивать на открытости высвобожден глубоко личностных переживаний. Положительный результат все равно проявится через некоторое время. Психолог также сглаживает и оптимизирует высказывания участниц группы, если среди них встречаются подчеркнуто негативные оценки.
Третий этап: аутотренинг(суггестивный подход)
Пластический тренинг
Упражнение «Огонь — лед» основано на технике телесно-ориентированной психотерапии. Это упражнение направлено на обучение участников группы умению управлять мышцами своего тела, напрягать их и расслаблять согласно инструкции психолога. По команде «огонь» каждый участник, имитируя этот образ, начинает активно двигаться, подключая различные группы мышц. По команде «лед» он застывает независимо от принятой позы.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 234 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Этап проверки домашнего задания. Способы проверки, их сильные и слабые стороны.
Цель: включить учеников в урок, нацелить на работу. Оргмомент должен проходить очень быстро, тактика ожидания бесплодна. Чем спокойнее и собраннее учитель, тем быстрее откликнутся на него ученики. Оргмомент может длиться 3-5 мин, если учитель хочет обсудить тему и цели урока. Постановка цели: составить такой план, чтобы все самое интересное было в конце. Ученики будут работать быстрее.
2.Опрос и проверка д/з (м.б. только опрос, м.б. только проверка) (5-15 мин)
Опрос – проверка теоретических знаний по предыдущей теме.
Проверка – контроль сформированности письменных умений.
Изучение нового материала (5-15 мин)
На этом этапе мы проводим школьников ч/з 4 этапа усвоения новой темы. Цель: дать понятие о новом языковом явлении.
- Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д.
- Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники)
- Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником
- Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет)
3-4 могут меняться.
Закрепление
Цель: начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение язык.материала от похожих, употребление яз.явления в собственных высказываниях.
1.Анализ яз.яв. в недеформированном тексте. (текст без пропусков. Н-р: касательная, коснулся, прикосновение)
2.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией. (Буква пропущена, нужно вставить или объяснить)
3. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую)
4. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими смешиваемыми деформациями (эту стадию можно пропустить, если нет похожего материала) (косой, коса, касаться)
5. Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст)
Повторение
Цель: актуализация знаний и умений.
Виды повторений см.билет №6
Подведение итогов
Выставление отметок, оценивание качества работы. Вопросы: Чему мы научились? Что нового? как вы себя чувствовали? Где возникли трудности? Как вы думаете, мне интересно было вести урок? – учим прогнозировать не только свою д-сть). Подводим итоги в той же форме, в которой проходил урок. (если путешествие – то какие острова).В итогах даем оценку классу в целом, отдельным ученикам. Отметки обязательно аргументируем.
Задавание на дом
Д/з должно занимать 1/3 времени урока (не более 15 мин). Д/з должно носить практический х-р. (при изучении антонимов – подобрать пословицы). Необходимо с ребенком обсудить, как нужно выполнять д/з. Д/з в начале, когда тема не новая, а продолжение. Д/з не должно даваться со звонком, или после звонка. Д/з в этапе закрепления, если выполняемое упр. аналогично домашнему.В идеале д/з за 5-7 мин.до звонка.
Этап проверки домашнего задания. Способы проверки, их сильные и слабые стороны.
Проверка – контроль сформированности письменных умений.Проверка ДЗ в классе способствует закреплению умений, позволяет выявить проблемы и затруднения учащихся, служит средством контроля, что стимулирует выполнения учениками ДЗ. Для четкости и эффективности этого этапа учитель должен сам дать образец ответа.
Виды и способы проверки д/з:
1. Индивидуальная проверка – учитель собирает тетради с ДЗ и проверяет их дома, не проводится проверка ДЗ в классе, если новая тема не связана с ДЗ, если на урок запланирован большой объем. В 5 кл. и в 1.2 четверти 6 кл. положено проверять все работы, а далее — выборочно, наиболее значимые).
Плюсы: глубокая качественная проверка и оценка знаний.
Минусы: не проверяется уровень знаний у всех учащихся.
2. Визуальная проверка. Пока ученики записывают число, тему урока, учитель проходит по рядам, смотрит в тетрадях учеников наличие ДЗ, выполнение ими дополнительных заданий к упражнению, разборов и т.д. и сразу реагирует на отсутствие или некачественное выполнение ДЗ. Кроме того, педагог определяет, кого из учащихся можно вызвать для реализации других способов проверки ДЗ (не надо спрашивать того, кто не сделал, начиная урок с «2» и создавая негатив).
Плюсы: проверяется наличие ДЗ у всех учащихся, педагог определяет, кого из учащихся можно вызвать для реализации других способов проверки ДЗ
Минусы: невозможность глубокой и качественной проверки и оценки знаний.
3. Ученик отвечает упражнение по учебнику, а учитель следит по его тетради. В случае расхождений учащемуся предлагается объяснить, например, написание. Так проверяют прочность сформированных умений или недобросовестного ученика.
Плюсы: качественная проверка и оценка знаний, ученик заново повторяет упражнение по учебнику.
Минусы: невозможно проверить знания у всех учащихся таким способом.
4. Ученик отвечает задание по своей тетради, а учитель в это время проверяет по тетради другого ученика, который следит по учебнику. В результате двум учащимся ставятся в журнал отметки.
Плюсы: качественная проверка знаний, легко задействовать большее количество учеников.
Минусы: невозможно проверить знания у всех учащихся таким способом.
4. Фронтальная проверка.
Ученики отвечают по вызову учителя, т. е. вразброс, с места, или по цепочке, отметки не ставятся. Проверка вразброс
Плюсы: позволяет включить всех учеников, весь класс следит, «собран», «включен» в опрос.
Минусы: учащиеся с медленной реакцией не могут ни быстро ответить, ни качественно проверить упражнение; кроме того, разрушается целостность восприятия материала.
Проверка по цепочке
Плюсы: позволяет сохранить цельность задания, помогает ученику высчитать, какое задание/предложение ему достанется, продумать ответ и хорошо его сформулировать, пользуясь образцом предшественников (особенно это важно для слабых учащихся, которым обеспечивается ситуация успеха).
Минусы: Однако в ожидании своей очереди ученик может не слушать остальные ответы, в его тетради останутся неисправленные ошибки. Кроме того, обычно заданий на всех не хватает, поэтому часть учащихся может выключиться из общей работы: «все равно меня не спросят». Эффективно в случае затруднений или ошибок отвечающего вызывать не того, чья очередь следующая, а других учеников, но «прерывать» цепочку нецелесообразно. Можно на каждом уроке начинать цепочку с другого ряда, не с первой, а с последней парты.
5.Выборочная проверка. Проверяется не все упражнение и не в том порядке, как ученики его записали дома — требуется группировка в словах Н/НН, а педагог предлагает одному ученику прочитать и объяснить все случаи с Н, а другому — все случаи с НН (это индивидуальная выборочная проверка). Могут отвечать не два ученика, а по очереди читать сначала все слова с Н, затем с НН по цепочке (фронтальная).
Плюсы: задействован весь класс.
Минусы: если ученик плох готов, то такая проверка может затянуться.
6. Проверка с сигнальными карточками. Ведущий проверку учитель или ученик по своей тетради/по учебнику называют примеры из домашнего упражнения, а все учащиеся поднимают сигнальные карточки. Это либо буквы (а/о, и/е, е/о), либо знаки препинания (., — :; и др.). либо «светофор»: красный, желтый, зеленый в соответствии с заранее оговоренными и записанными на доске условиями. Можно объяснять все случаи, а можно только те, в которых допущена ошибка.
Минусы: Обычно при такой проверке ученики редко исправляют ошибки в тетрадях, на это следует обращать их внимание, спрашивая: «А в тетради как написали?» Часто неуверенные в себе учащиеся проверяют себя не по тетради, а смотрят, какую карточку поднял сильный ученик. Чтобы предупредить несамостоятельность учащихся, стимулировать включение всех, используется четкая организация: карточки поднимаются по хлопку, звонку, на счет «раз» и т.п.
Плюсы: задействованы все учащиеся, класс включен в работу, собран.
7. ДЗ проверяется с помощью аналогичного классного упражнения или задания, которое включает трудные случаи из домашнего упражнения. Такое задание следует предлагать ученикам в начале урока.
Плюсы: класс разберется вместе с учителями с трудностями, которые у них возникли.
Минусы: у учеников могут остаться затруднения именно с теми словами, с/с, которые были в дом.упр.
8. Уплотненная проверка предполагает ответы 1—3 учеников у доски (они выполняют необходимые записи, например, морфологического разбора, выписывают слова с орфограммами), а учитель в это время организует фронтальную работу с классом (например, обсуждает тип, стиль, заголовок текста), затем слушают индивидуальные ответы у доски. Этот способ эффективен, когда к упражнению дано много разнообразных заданий.
Плюсы: задействован весь класс.
Минусы: Когда отвечают у доски, ученики быстро выключатся, если ученик плохо готов, опрос может затянуться.
9. Взаимопроверка осуществляется обычно путем обмена тетрадями соседей по парте. До начала взаимопроверки обязательно по вопросам, заданным учащимися, обсуждаются все спорные, трудные случаи, чтобы избежать конфликтных ситуаций во время совместной работы. Результатом проверки является выставленная в тетради карандашом отметка (критерии оценивания либо обсуждаются заранее, либо уже известны учащимся), делается запись «Проверено в классе таким-то», что позволяет после анализа и оценивания работы учителем выставить отметку как выполнившему упражнение, так и проверяющему.
Плюсы: заняты все учащиеся, формируется умение сопоставлять свои знания и форму ответа с тем, как делают это другие.
Минусы: необъективность оценивания знаний учащихся друг другом.
10.самопроверка с самооценкой проводится после того, как ученики в определенной мере овладели взаимопроверкой. Абсолютно правильно выполненный текст задания предъявляется ученикам через медиапроектор на экране, или записанным на доске, или в распечатанном виде на каждую парту. Чем ближе расположен текст к ученику, тем ему легче проверять свою работу, соотнося ее с образцом. Как и при взаимопроверке, делается запись «самопроверка» и в тетради ученик ставит себе отметку за ДЗ.
Плюсы: Самопроверка формирует постепенное умение видеть свои ошибки, возможность оценить всех учащихся.
Минусы: необъективность оценивания знаний, трудности остаются неразрешенными.