Загадка но без. Смешные загадки с подвохом для детей и взрослых

-Как вы думаете, похожа ли загадка на задачу? Почему?

Домашнее задание: делать или не делать?

Множество западных родителей пишут в разных изданиях и блогах о той же самой проблеме, с которой сталкиваются российские семьи: домашних заданий слишком много, они слишком сложные даже для взрослого. Эффективны ли задания на дом? Улучшают ли они успеваемость? Сколько времени должно отводиться на домашнюю работу после школы? И что важнее, количество втиснутых в ребенка знаний или качество в нём оставшихся?

В первый год нашего пребывания в США моя старшая дочь впервые пошла в школу. Я автоматически, согласно российским традициям, перевела себя в режим мамы первоклассника и приготовилась брать знания штурмом. Первый день в школе прошел, и дочь принесла мне письмо от директора, с буквально слезной просьбой:
«Дорогие родители! Наша школа рекомендует, чтобы ваш ребенок занимался домашними заданием после школы по крайней мере 20 минут. Если вы считаете такой подход слишком жёстким, администрация готова рассмотреть варианты». Я была немного шокирована. В голове сразу стали всплывать истории про «тупую американскую школу». Я пошла к учителю.

Сначала я с ним поговорила сама, но он явно не понимал, чего я от него хочу. Я стала грешить на свой английский и на то, что я не могу донести ему свою мысль. Чтобы убедиться в отсутствии языковых и культуральных барьеров, я пришла к учителю с мужем-американцем, и учитель опять не мог взять в толк, зачем я хочу ребенку дополнительное домашнее задание. В итоге он стал подозревать, что я не доверяю ему, как профессионалу, и мне не нравится школа, куда ходит мой ребенок. Учитель сказал, что готов помочь нам найти что-то подходящее для дочери, ибо школы есть самые разнообразные.

Глядя на мою тревогу, супруг сказал: «Подожди полгода. Сейчас рано еще говорить о том, хорошая школа или плохая. Там будет видно». Прошло 4 месяца, и мой ребенок освоил английский на уровне детей своей возрастной группы. Она вполне успевала по математике, а по скорости чтения была 2-ая в классе. И все это только при наличии 20-минутных домашних заданий.

Домашние задания: эффекты и последствия

Я знаю от своей сестры и других знакомых, оставшихся в России, что 20 минут на домашнее задание — это просто невиданная роскошь и халява для ученика начальных классов. Дети сидят до 2-х ночи с уроками. И не только дети, но и родители, потому что нередко задания первоклассника делает вся семья. Они слишком сложные и громоздкие, чтобы ребенок мог это сделать сам. И это не повсеместный болезненный перфекционизм родителей, которые хотят, чтобы ребенок был отличником по всем предметам с энциклопедическими знаниями (хотя и такое встречается). Это будни российской школы. Если ребенок не будет этого делать, он действительно начнет отставать от других детей в классе.

Не стоит думать, что вот в России такое безобразие, а Америка — земля обетованная в сфере образования. Школы в США страдают от недостатка финансирования, их сокращают, классы укрупняют, программу сжимают. Каждая школа старается выжить, как только можно, и пытается быть самой лучшей и продвинутой, в отличие от соседей по району. Далеко не в каждой школе существует подход с минимальным количеством домашних заданий. Множество родителей пишут в разных изданиях и блогах о той же самой проблеме, с которой сталкиваются российские семьи. Заданий слишком много, они слишком сложны даже для взрослого. Родители вынуждены «делать уроки» с ребенком часами.

Я пробовала говорить с некоторыми родителями о том, что занятий может быть слишком много для детей, когда в свое время консультировала детскую больницу как психиатр, и ко мне приводили детей с неврозами, приобретенными в начальной школе. Разговор о «слишком много учебы» довольно быстро заходил в тупик. Многие люди полагают, что чем больше в ребенка впихивать знаний, тем умнее он будет, тем счастливее сложится его жизнь. Дать ребенку послабление в школе, как сдать позиции на линии фронта. Многие опасаются, что если у ребенка голова не будет постоянно наполнена знаниями и уроками, он просто немедленно начнет превращаться в преступника-алкоголика-наркомана. А значит уроки — это еще и способ профилактики грядущих проблем.

Однако, количество знаний не гарантирует защиты от неблагоприятных факторов жизни. И потом, важно, не сколько было втиснуто в голову ребенка знаний, а сколько там их осталось после учебы и как ребенок будет их применять на практике. И самое главное. Младшие классы довольно благоприятны для родителей в плане «засадить ребенка за книги и уроки». Но это будет не всегда так. Не за горами подростковый период, когда все может измениться. Ребенок должен сам хотеть учиться и находить мотивацию продолжать образование. Другими словами, дело не в количестве уроков, а в качестве обучения.

В России, конечно не подебатируешь с системой образования. Есть программа – будь добр по ней учиться. Есть авторские программы, но как правило это все-таки варианты сложного, чем упрощение формы образования. В США с обсуждением проблем обучения гораздо проще. Существуют разные подходы к образованию и их преимущества и недостатки можно изучать. Это и делается. Так что мы вполне можем воспользоваться американскими исследованиями, чтобы иметь представление, как количество домашнего задания влияет на общий уровень образования.

Харрис Купер , психолог, специализирующийся в области образования, провел несколько исследований (1, 2) на тему эффективности домашней работы для общей успеваемости школьника и о том, сколько по времени она должна занимать. Согласно его данным домашнее задание в начальной школе не влияет на успеваемость ученика в целом. Исключение составляет математика, упражнения по которой действительно улучшают понимание и успеваемость по данному предмету. Уроки не бесполезны в этом возрасте. Они приучают к режиму и школьному порядку. Но в среднем ребенок в этом возрасте эффективно может использовать 20 минут. Старшеклассники эффективно могут использовать от 1,5 до 2,5 часов.

Кроме того, стоит помнить и о мотивации детей учиться. Ученики начальной школы более мотивированы учиться, но эффективность эта сохраняется на «коротких дистанциях». Они с удовольствием делают короткие задания, которые могут быть вознаграждены похвалой взрослых. С более долгосрочными заданиями дело идет сложнее из-за того, что дети в этом возрасте не так легко могут длительно удерживать внимание

Меньше всего мотивированы учиться дети в возрасте 12-13 лет. Их начинает больше увлекать общение в школе и отношения с друзьями. А вот старшеклассники снова начинают проявлять высокую степень мотивации к учебе и начинают получать удовольствие от длительного учебного процесса. Они могут сами долго заниматься с рефератом, докладом, решать задачи или читать что-то дополнительно к занятию.

А что будет, если все-таки увеличить школьную нагрузку? Насколько дети лучше будут в школе успевать? Увеличение времени на домашнее задание у детей до 5-ого класса, не приводит к улучшению успеваемости. Дети с 6 по 9 класс становятся лучше на 7%. Для десятиклассников дополнительная домашняя работа действительно оказывается благотворной. Успеваемость на ее фоне улучшается на 25%.

Цифры выглядят, как всегда, прекрасно, и всем становится радостно за детей, у которых бы появилось свободное время на то, чтобы быть просто детьми. Но, как же быть с объемом знаний, которые ученик должен усвоить? Ведь с каждым годом растет количество просто «базовых понятий», которые необходимы для освоения опять же базовых концепций. Что делать и как можно весь этот объем вложить ребенку в голову за 20 минут?

Дело в технологиях и методиках обучения. Ребенку нужно не только эффективно вкладывать в голову факты, но и необходимо учить пользоваться ими, уметь извлекать их из памяти. Методики обучения позволяют сократить время выполнения уроков и увеличить эффективность. Среди них можно назвать интервальное повторение, мнемоника и мнемотехника, Техника восстановления памяти (и здесь), когнитивное прерывание.

Нельзя сказать, что нет ответственных учителей, и нет ответственных родителей. Мне видится, что соотношение ответственных и безответственных неплохое в пользу первых. Родители искренне заинтересованы в академическом успехе ребенка, а учителя заинтересованы в сильных учениках, которые просто так с неба не сваливаются (и это если не говорить о просто хорошей положительной обратной связи от работы учителя). Но есть и такое явление, как спихивание учителями и родителями проблемы обучения детей друг на друга. Часть учителей считает, что проблемы ребенка — проблемы родителей, и если он не понял материал, родители должны сами изыскивать средства внеклассного обучения и поднажать на уроки дома. Есть и часть родителей, которые уверены, что после того, как ребенка «сдали в школу», учителя и только учителя должны беспокоиться, как дите научить. В результате создается ситуация, что ни и та, ни другая сторона не интересуется, как ребенок учится, и как он справляется с домашней работой. В этом случае уроки дома превращаются в бессмыслицу. Не поняв материал в школе, ребенок не делает никаких значительных рывков в знании и дома.

Более того, родители очень часто оказываются некомпетентны в некоторых вопросах. Уж что душой кривить, многие знания, полученные в школе, в повседневной жизни взрослого оказываются ненужными. Так, например, математика часто оказывается нужной на самом элементарном уровне, уровне основных математических действий. Британская газета Телеграф в начале 2013 года сообщала, что 30% родителей не уверены, что их знания математики позволят им помочь ребенку в выполнении уроков. В целом с математикой успешно справляется всего 1 из 20 родителей.

Уроки так же значительно накладывают отпечаток на жизнь семьи. Ребенок может держать внимание на поставленной цели только определенное время. Затем его внимание истощается. Он не слишком быстро продвигается по списку заданий оставленных учителем на дом. Родители нервничают, медленный темп работы ребенка их начинает раздражать, они пытаются его подхлестнуть разными способами, в том числе криком и физическим воздействием. Нередко в семьях уроки выливаются в разного вида насилие, физическое и эмоциональное. Родители начинают ссориться между собой. Так школьные проблемы перерастают в проблемы семейные.

На вопрос, что же с этим делать, ответить в российских реалиях довольно сложно. Но однозначно, что дети не должны часами сидеть за домашним заданием, особенно в свете того, что эти ночные бдения, на самом деле довольно малоэффективны. А нередко действительно приводят к неврозам. Возможно, эти факты должны быть рассмотрены в реформе образования, но, наверное, на это надеяться немного наивно.

Однако не исключено, что эту информацию могут взять на вооружение родители и учителя, неравнодушные к ребенку. Возможно, что введение вышеописанных и других методик позволит сократить сидение ученика за домашним заданием и сохранить естественный интерес к познанию не только на время учебы, но и во взрослой жизни.

Загадка но без. Смешные загадки с подвохом для детей и взрослых

Загадки для детей — это важная часть развивающих игр и занятий, они используются в любой методике раннего развития и развивают ум, логическое мышление и сообразительность. В этом разделе мы отобрали для вас самые лучшие и интересные загадки для детей с ответами (всего 2000! детских загадок). А чтобы было проще ориентироваться в их многообразии, мы сгруппировали детские загадки по категориям.

Загадки для детей. В чем их польза?

Загадки для детей — это всегда:

  • тренировка их памяти;
  • хорошая наука концентрации внимания;
  • прекрасная возможность усмирить активного ребенка, сделать его более усидчивым;
  • ненавязчивое переключение внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повод для веселья;
  • активная стимуляция образного мышления;
  • увлекательный способ познакомиться с окружающим миром;
  • отличный шанс пообщаться с ребенком лишнюю минутку, уделить ему свое внимание, превратиться из вечно занятого родителя в настоящего друга.

Самое важное — правильно подобрать загадку. Если переоценить возможности ребенка и подобрать слишком сложную, из интересного времяпрепровождения она быстро превратиться для него в скучное, неинтересное занятие. Как, впрочем, и слишком простые загадки, которые быстро лишают детей энтузиазма.

Секрет удивительного эффекта загадок для детей кроется сразу в нескольких ее составляющих.

  1. Во-первых, в форме детской загадки, которая так привлекает детей, превращает обучение в увлекательнейшую игру, приключение, заставляющее логически мыслить, анализировать, развивать наблюдательность, стремиться к познанию мира. Любопытство — двигатель многих открытий.
  2. Во-вторых, в содержании загадки, максимально удачно отражающем разные аспекты жизни и деятельности человека, его быт, окружение, взаимоотношения и пр.
  3. В-третьих, в универсальности загадки: загадывать загадки можно детям всех возрастов, причем делать это можно в любом месте (дома, на природе, в пути, в гостях, на празднике) и в любое время. Они всегда уместны, особенно если подобраны в соответствии с выбранным местоположением и родом занятий.

Выбирая детские загадки, в первую очередь предпочтение отдавайте тем, ответ на который ребенок сможет не только угадать, но и произнести.

Больше никаких ограничений! Загадывайте любой предмет, животное, сказочного героя, профессию, транспорт, праздник, цифру, букву…

Ребенку, естественно, интереснее и легче найти ответы среди того, что его окружает и что ему нравится, поэтому всегда старайтесь задавать десткие загадки, актуальные на этот момент. В лесу задавайте загадки про грибы, деревья, у бабушки в деревне — про домашних животных, в дороге — про транспорт, за обедом — про овощи, фрукты, еду. Особенно важно, чтобы отгадка была в поле зрения самых маленьких, ведь их логическое мышление еще только формируется, поэтому нуждается в подсказках — звуковых, визуальных.

Превратите любой из процессов обучения (развития) ребенка в захватывающую игру «разгадайку» и убедитесь, насколько это интересно и весело — учиться вместе.

Коллекция загадок для проведения весёлых и познавательных занятий с детьми. Все детские загадки приведены с ответами.

Загадки для детей – это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.

Для наших далеких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев. Чуть ли не в каждой сказке задавались вопросы, на которые главным героям нужно было ответить, чтобы получить волшебный подарок.

Принято разделять загадки для детей и взрослых. В этом разделе вы найдете только детские загадки, разгадывание которых превращается в игру и не только обучает, но и развивает логику вашего малыша. Их количество растет постоянно, ведь люди продолжают до сих пор придумывать, а мы продолжаем размещать самые интересные.

Всем загадкам для детей даны ответы, чтобы вы могли проверить себя. Если играете с совсем маленьким ребенком, тогда ответы стоит посмотреть заранее, ведь нужно убедиться, что он уже знает слово, которое является разгадкой. Играйте с вашим ребенком в разгадайки и он поймет, что учиться может быть интересно и даже весело!

Детские загадки: как выбрать?

Удивительно, но предпочтения детей по загадкам настолько разные, что выявить какую-либо тенденцию не предоставляется возможным. Конечно, малышей приводят в восторг загадки для детей про птиц, животных, всяких жучков и паучков. Дети постарше обожают играть в загадки про сказочных героев и героев современных мультфильмов.

Чтобы превратить разгадывание в занимательную игру, нужно выбирать тематику в соответствии с тем, чем вы сейчас занимаетесь и где находитесь. На отдыхе за городом выбирайте детские загадки про зверей и птиц, если вы пошли по грибы в лес — загадки про грибы. Такой выбор принесет вам и вашему ребенку новые впечатления и радость. Представьте, что вы отдыхаете на озере или речке и ваш малыш увидел рыбку. А если вы заранее подготовили и взяли с собой загадки про рыб? Успех вам в игре в разгадайку на водную и морскую тему обеспечен.

Внимание: на сайте размещены загадки для детей с ответами! Просто нажмите на слово «Ответ».

И маленькие детишки, и ребята школьного возраста безумно любят совместные игры с родителями, бабушками или дедушками. Поэтому интересные загадки с ответами обязательно привлекут их внимание. Самое главное, чтобы взрослые продумали сценарий, по которому будет проходить увлекательная игра.

Загадка как способ развития ребенка

Вообще, интересные с ответами — не просто вдохновляющая игра. Это способ в развлекательной форме развить:

  • мышление;
  • логику;
  • фантазию;
  • усидчивость;
  • стремление.

Это лишь некоторые факторы, указывающие на то, что сложные интересные загадки с ответами — это не только весело, но и полезно для чада.

Увлекательная игра с логическим уклоном

Конечно же, лучше всего перевести задания в игровую форму. Это можно сделать с учетом того:

  • сколько детей принимает участие в мероприятии;
  • какого возраста ребята;
  • в чем задача игры.

Можно эстафету, в которой каждый ребенок сможет проявить смекалку и скорость мышления. Интереснее будет, если деткам вручать монетки за каждый правильный ответ. Потом, в конце игры, можно монетки обменять на какую-то сладость или игрушку. В игровой форме детки не будут воспринимать задание как урок, поэтому его будет выполнять гораздо интереснее и веселее.

Самые интересные загадки с ответами на логику

Задачки на мышление помогут проверить, насколько ребенок умеет мыслить нестандартно. Именно для этой цели понадобятся интересные загадки с ответами.

В комнате три дивана, у каждого из них по четыре ножки. Еще в комнате пять собак, у каждой из них по четыре лапы. Позже зашел в комнату человек. Сколько ног в комнате стало?

(Две, у дивана — не ноги, а у животных — лапы.)

Меня зовут Витя, мою младшую сестру — Алена, среднюю — Ира, а старшую — Катя. Как зовут брата каждой из сестер?

Какое колесо автомобиля не шевелится во время правого поворота?

Где оказался великий путешественник Геннадий, когда свеча в его руках потухла?

Ходят, а с места ни на шаг.

Два друга играли в футбол три часа. По сколько времени играл каждый из них?

Как называется слон, у которого нет хобота?

Шла девочка Арина в сторону дачи и несла в корзине яблочные пирожки. Навстречу шли Петя, Гриша, Тимофей и Семен. Сколько всего детей шло на дачу?

Что постоянно становится больше, а меньше никогда?

Бабушка несла продавать двести куриных яиц. По пути у нее оторвалось дно пакета. Сколько яиц она донесет до рынка?

(Ни одного, из порвавшегося дна все выпали.)

Логические интересные загадки с ответами понравятся детям. Взрослые также с огромным удовольствием будут обдумывать такие вопросы.

Увлекательные и интересные загадки с хитрым ответом

Также стоит обратить внимание на задания, разгадки в которых совершенно непредсказуемы. Интересные загадки с ответами представлены вашему вниманию ниже.

Какой станет зеленая футболка, если в ней зайти в Черное море?

Животное, которое есть в зоопарке, а также на пешеходной зоне трассы.

Горят два дома. Один дом богатых людей, а другой — бедных. Какой из домов первым потушит скорая помощь?

(Скорая помощь не тушит пожары.)

Сколько лет в году?

Его можно завязать, но нельзя развязать.

Перед кем даже короли и лорды снимают шляпы?

В вагоне метро ехало пятнадцать человек. На одной остановке вышло трое, а зашло пятеро. На следующей остановке никто не выходил, а зашло три человека. На еще одной остановке вышло десять человек, а зашло пятеро. Еще на одной остановке вышло семь человек, зашло трое. Сколько всего остановок было?

Река, которая есть даже во рту у человека.

Муж жене подарил колечко и сказал: «Я уезжаю работать за границу. Когда я уеду, посмотри, что написано на внутренней стороне украшения». Когда жене было весело, она читала надпись, и ей становилось грустно, а когда ей было грустно, то надпись дарила силы. Что было написано на кольце?

Что ты можешь взять в левую руку, но никогда не сможешь этого взять правой рукой?

Вот такие интересные загадки с ответами помогут малышу пошевелить извилинами и хорошенько подумать.

Загадки на логику для самых маленьких

Самым маленьким детишкам лучше всего предлагать к разгадыванию самые несложные для восприятия задачки.

В саду на елке выросло пять яблок, а на березе — четыре груши. Сколько всего плодов?

(Нисколько, на этих деревьях фрукты не растут.)

Из какой тарелки ты ничего не сможешь скушать?

В вазочке четыре ромашки, три розы, два тюльпана и две хризантемы. Сколько всего ромашек в вазе?

Витя сделал три горочки песка. Потом он их все соединил в одну и добавил еще одну собранную горочку. Сколько всего горок получилось?

Пришел декабрь, в саду у бабушки поспели вишни и малинка. Сколько деревьев или кустов подарили плоды?

(Ни одного, в декабре плоды не растут.)

Две сестры-близняшки Аня и Таня решили устроить игру и во время отпуска договорились, что одна будет говорить только правду, а вторая всегда будет говорить неправду. Девочки со двора придумали, как вычислить, кто из них врет. Какой вопрос они задали?

(А солнце светит?)

В снегу она одна, в морозе ее нет, а в сосиске их целых три. Что это?

Какой человек не намочит волосы даже под ливнем?

Может ли павлин сказать, что он птица?

(Нет, потому что павлины не разговаривают.)

Два мальчика залезли на чердак, чтобы найти там старые игрушки. Когда они вышли на солнечный свет, было видно, что у одного лицо все запачканное, а у второго чистое. Умываться первым пошел тот мальчик, лицо которого чистое. Почему?

(Он увидел, что второй грязный, и подумал, что тоже такой.)

Сколько йогуртов ты можешь скушать на пустой желудок?

(Один, остальные не на голодный желудок.)

Насколько быстро должна бежать кошка, чтобы банка, привязанная к хвосту, не шумела?

(Кошка должна сидеть на месте.)

Логические загадки для школьников

Мальчишкам и девчонкам, которые посещают школу, стоит задавать задачки посложнее, где нужно хорошенько подумать. Давайте рассмотрим, какие детские интересные загадки с ответами можно включить в развлекательное мероприятие.

Как можно прыгнуть с двадцатиметровой лестницы и не удариться?

(Прыгнуть с нижних ступенек.)

У собаки на шее была двенадцатиметровая цепь. Она прошла более двухсот метров. Как так получилось?

(Она не была привязана.)

Что делать, если ты видишь зеленого человечка?

(Переходить пешеходный переход.)

Может ли в комнате человек находиться без головы?

(Да, если высунул голову в форточку или окно.)

Можно ли увидеть прошлогодний снег? Когда?

Когда белой кошке будет удобнее попасть в темную комнату?

(Когда открыта дверь.)

У тебя в руках спичка, в темной комнате при входе стоит свеча и плита. Что зажжешь в первую очередь?

Что весит больше — один килограмм сладкой ваты или один килограмм железных гвоздей?

Сколько крупинок гречки войдет в стакан?

(Нисколько, крупинки не ходят.)

У каждой из четырех родных сестер Анжелы, Кристины, Ольги и Ирины есть по одному брату. Сколько в семье детей?

Пришла в больницу на обследование. Она была сестрой доктора, но доктор не был ее братом. Кем был врач?

Настя и Алиса играли игрушками. Одна из девочек играла с плюшевым мишкой, а другая — с машинкой. Настя не играла с машинкой. Какая игрушка была у каждой девочки?

(Настя — с мишкой, а Алиса — с машинкой.)

Сколько углов станет у прямоугольного стола, если отпилить один угол?

Настя и Кристина вдвоем пробежали восемь километров. По сколько километров пробежала каждая девочка?

(По восемь каждая.)

Эти очень интересные загадки с ответами помогут ребенку показать и умственные способности. Родителям стоит проявить фантазию и устроить настоящий марафон эмоций.

Почему следует загадывать загадки

Совместное времяпровождение очень нужно малышу, чтобы он понимал, как родители его любят. Поэтому следует чаще устраивать такие мероприятия. Ребенок также сможет проявить свои таланты в процессе игры.

Веселый праздник

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам следует понимать, что чем ярче будет событие, тем интереснее и веселее будет ребенку. Поэтому стоит:

  • устроить карнавал, в котором все будут в красивых костюмах;
  • придумать подарки для победителя эстафеты;
  • награждать того, кто набрал максимум очков, какими-то презентами за каждый правильный ответ.

Детишки будут рады любому событию. А когда обычный вечер превращается в праздник, то счастья не будет предела. Все зависит от фантазии и идей родителей. Радуйте своих маленьких сыночков и доченек, и они отблагодарят вас блеском в глазках и довольными улыбками.

&nbsp Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
&nbsp Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
&nbsp Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
&nbsp Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки — это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка — «Без имени» — удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный — «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» — «Сухих».

Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, — говорит, — сто гусей!» — «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные — улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один — убитый.

Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы — неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.

Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

Сходство этих четырех типов загадок — и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть — вопрос, вторая — ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно — важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

Таким образом, загадки — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны — и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

«Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды — шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

Игра в загадки 2.

Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

Загадки с ответами

Хоть на съёмках кинокадра,
Хоть на сцене здесь в театре,
Мы послушны режиссёру
Потому, что мы …

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене — то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я …

Есть знак «точка»,
На ветке — «почка»,
А схожа с кадушкой
В хозяйстве …

Деревянное дно и ни одно —
Сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые,
Слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями,
А подпоясаны ободами.

(Ответ: Бочка, Кадушка)

Что это такое: летит, шуршит, а не шуршавчик?

(Ответ: Брат Шуршавчика)

В каком месяце люди говорят меньше всего

(Ответ: В Феврале)

Москву заводили, во что первый гвоздь колотили?

Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без.

Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Что это за гости?

(Ответ: Времена Года)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

Знает каждый человечек,
Что из глины лепят …

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда …

Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя — это разные лица
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в Баб — Ёшку,
В страшилку, в Кощея,
В смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент мой — актёр.
Я классный …

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Ответ: Губы, Зубы, Рот)

К вечеру умирает, по утру оживает.

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.

От дома начинается,
У дома и кончается.

Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.

Что за кузнецы в лесу куют?

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.

На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся,
И смирными станут
До новых затей.

У тридцати двух воинов один командир.

(Ответ: Зубы И Язык)

Из какой посуды нельзя ничего поесть?

(Ответ: Из Пустой)

Тебе дано,
А люди им пользуются.

Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Гголовой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Угадайте — кто.

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Как зовут его — .

Для дождевой воды,
Что течёт из водосточной трубы,
Что течёт по крыше до земли,
У глиняной хатки Стояла …

Есть слово «пушка».
Есть — «лягушка»,
А есть посудина …

Трудно нести
Воду с колодца,
Вёдра тяжёлые,
А хозяйка смеётся.
Воду несёт —
Руки свободны:
Плечи несут
Полнёхоньки вёдра.
Этот предмет
С загадочным смыслом
Есть два крючка
У…

Есть дымковская игрушка —
«Водоноска» название,
На плечах её
Дуга деревянная.

Длинное, невысокое,
Кем — то оцинковано,
Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто
Но эта посудина
Просто ….

В театре работает,
Одежду бережёт,
Он гладит и штопает,
Блёстки крепит, шьёт.
Актёру примеряет
Пиджак, например,
Его профессия …

Без работы — холодная она,
А после работы — красна от огня.

Железная нога — это …

Помогает управится
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.

Поправить топку
Поможет ловко
Помощница огня
Трудягя …

У неё одна нога,
Ох, горячая она.

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в …

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.

(Ответ: Курица С Цыплятами)

Сидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого

Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают.

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

У горшка есть сестра —
Широка, высока,
Полновата и добра.
Звать её …

Полновата, широка,
Гладка и высока.
Как зовут её, ребята,
Она чуть тяжеловата.
Вольёшь и десять литров
В горшка сестру …

В этот месяц таит все, в этот месяц снег идёт, в этот месяц все теплей, в этот месяц женский день.

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина — низка
Глиняная …

Чего хочешь —
Того не купишь,
Чего не надо —
Того не продашь.

(Ответ: Молодость И Старость)

Я над речкой лежу, оба берега держу.

Куда ни пойдешь — все на них взглянешь.

Твои помощники — взгляни —
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый.

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?

Если работает она,
Не будет голодная семья.

В огне не горит,
В воде не тонет,
В земле не гниет.

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.

(Ответ: Ребенок, Взрослый, Старик)

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.

Три глаза — три приказа,
Красный — самый опасный.

Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка Звать её .

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Очень странный почтальон:
Не маггл, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?

И рать, и воеводу — всех повалил.

Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я?

Слаще меда, сильнее слона, тяжелее шлема. Как муха жужжит, в мышиную норку пролезает, горе с собой уносит.

Что слаще всего на свете?

Верещунья белобока,
А зовут ее.

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Все меня топчут, а я все лучше.

Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это —

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.

(Ответ: Утка С Утятами)

Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …

Раньше, как таз деревянный,
Служил людям постоянно,
Были ручки для захвата
У старинного …

Поезд едет тук — тук — тук…
К нам в купе приносят вдруг
Что за жидкость? Отвечай!
Проводник принёс нам …

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.

Что всегда идет,
А с места не сойдет?

Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на 2-х ногах, к вечеру же на 3-х ногах?

(Ответ: Человек: Утро — Детство, Вечер — Старость)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …

Чтобы в баньку ходить,
И водицу в нём носить,
У такого таза
Две ручки сразу.
Из него водой плескай — ка!
Вот так таз с названьем …

Вот щипцы для маникюра,
Вот щипцы для гвоздей,
А эти щипцы старинные
Для сластён были важней.