Постановка звука Р

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Постановка звука «Р» у детей

Основы правильного произношения начинают закладываться в детстве. Если у ребенка имеются какие-либо дефекты речи, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Ведь такая неприятность будет сопровождать человека всю его жизнь. С самого юного возраста важно следить за процессом правильного звукообразования у ребенка. Но как поставить звук? Как быстро можно справиться с этим дефектом если вы замечаете отклонения от нормы? В этой статье мы разберем как происходит правильная постановка звука «Р».

Причины неправильного произношения

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.

Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:

  1. Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
  2. Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
  3. Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.

Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.

Если проблема будет при произношении изолированного звука, то направить усилия нужно именно на него. Если же ребенок неправильно воспроизводит букву в словах, то в занятиях важно тренироваться на словах, где до или после «Р» идут такие буквы как «О», «А», «У», «И».

Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.

Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.

Нарушения слуха

Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.

Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.

Недостаточное развитие органов речи

Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика.
Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.

Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».

Индивидуальное строение уздечки

Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.

В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.

Подготовка артикуляционного аппарата

Перед тем как узнать, как поставить звук и начать выполнять логопедические упражнения на звук «Р», необходимо подготовить мышечные ткани речевых органов, чтобы они могли работать в полную силу. Артикуляционная гимнастика для этого как раз и применяется. Можно использовать следующие упражнения:

«Блин». Малышу необходимо улыбнуться, приоткрыть ротик, затем положить язычок на нижнюю губу и удерживать его в таком положении несколько секунд. Начинать надо с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но в результате должно быть не более 10 секунд.

«Наказать язычок». Для этого нужно также расположить речевые органы, но уже не удерживать язычок, а шлепать по нему верхней губой, произнося при этом «Пя».

«Варенье». Данное упражнение выполняется следующим образом: приоткрыть рот, а затем водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Можно и правда немного намазать губу чем-то сладким, чтобы ребенок охотнее выполнял гимнастику.

«Маляр». Малышу можно не открывать рот, а просто водить по небу языком, как будто красит его. Это хорошо помогает отработать движения языка вперед-назад.

«Гриб». Ребенку понадобится приоткрыть ротик, улыбнуться, а язык полностью «приклеить» к небу. В таком положении удерживать язык несколько секунд.

Все указанные упражнения для постановки звука «Р» нужно выполнять перед каждым занятием. Они незаменимы при подготовке органов речи к основным тренировкам.

Упражнения на дыхание

Для того чтобы произносить звук «Р» требуется направленная струя воздуха. Поэтому важно отрабатывать дыхание ребенка, особенно если у него с этим процессом есть трудности.

Домашний комплекс упражнений может включать следующие задания:

  • «Свеча». Для выполнения задания потребуется обычная свечка, которую нужно потушить. Можно просто сильно дунуть на нее, чтобы огонек сразу исчез либо дуть протяжно и медленно, чтобы он извивался. Сначала расстояние между ртом и свечой должно быть небольшим, а затем его надо постепенно увеличивать, чтобы занятие становилось сложнее.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка от сока. Малышу следует вдохнуть воздух носом, а выдохнуть ртом через трубочку. Таким образом, образуется небольшая буря, заставляющая воду активно двигаться.
  • «Снежинка». Ребенок должен открыть рот, растянув губы в улыбке, а язычок расположить на нижней губе. Затем следует положить на кончик языка маленькую бумажечку и предложить малышу сдуть ее.

Каждое упражнение должно выполняться не более 4 раз. При этом всегда вдох должен идти через нос, а выдох – с помощью рта. Также важно, чтобы у ребенка не было проблем со здоровьем, то есть не болело горло, не наблюдалось необычного налета на языке и так далее.

Способы постановки звука

Логопедия предлагает самые разные способы постановки звука «Р». Применять можно какой-то один метод либо сразу несколько. На консультации у специалиста можно точно определиться с занятиями.

Подражание

Это самый простой и довольно действенный метод, как поставить звук. Логопед или родитель садится с ребенком перед зеркалом и показывает ему правильное расположение и движение речевых органов во время произношения звука «Р».

После этого малышу необходимо просто повторить за взрослыми, контролируя процесс с помощью зеркала.

Также подражать можно не только людям, но и животным или каким-нибудь вещам. К примеру, отличными методами, как поставить букву «Р» являются такие задания: порычать как собака «Р-Р-Р», имитировать выстрелы автомата «Тра-та-та», мурлыкать как кошка «Мур-р-р». Это больше заинтересует ребенка, чем простое подражание взрослым. Но при этом вам также нужно следить за расположением органов артикуляции.

Постановка звука «Р» от звука «Д»

Часто логопедами используется способ, как научить ребенка говорить букву «Р», как постановка от звука «Д». Малышу необходимо представить, что его язычок – это парус и его нужно надуть с помощью ветра. Для этого требуется произнести звук «Д», при этом с усилием дунуть на речевой орган.

Со временем при проведении этого занятия будет слышен звук «Др-р-р». Как только он станет заметен, надо сразу же автоматизировать его. Для этого следует применять слова, где имеется сочетание этих двух букв, к примеру, друг, драка, древо и так далее. Подробнее можно ознакомиться в нашей статье автоматизация звука «Р».

Постановка «Р» от звука «З»

Суть этого упражнения для звука «Р» у детей состоит в том, что ребенок должен протяжно произносить звук «З». При этом необходимо держать язык в верхнем положении. Затем следует быстро двигать кончиком органа по бугоркам, которые располагаются за верхней челюстью. В результате будет слышен звук «Ср».

Постановка звука «Р» на вдохе

Еще одним способом, как поставить звук, является упражнение на вдохе. Малышу необходимо длительно произносить звук «С», потом сделать короткий вдох, резко прижать язык к альвеолам и попытаться всосать язычок внутрь, словно улитку в раковину. При этом важно касаться языком бугорков, иначе звучания не будет.

Постановка механическим методом

Для проведения данного упражнения можно использовать ватную палочку или зубочистку с ватой. Они должны быть идеально чистыми, края не должны колоть язычок. Широкий язык должен быть на бугорках за верхними зубами. Ребенку понадобится долго произносить «З» или «Д». В случае с «З» — будет получаться зж, а в случае с «Д» — не четкий д.

В это время родитель должен приложить под язык палочку и двигать ею в стороны, чтобы вызвать колебания. Язык должен быть напряженным и занимать строгое положение кверху пропуская лишь у кончика струю воздуха. В итоге должен послышаться нужный звук, похожий на рокот. Чтобы ребенку было веселей можете сказать, что вы заводите моторчик.

Все указанные способы постановки звука «Р» могут по-разному производить эффект относительно времени. Некоторые детки с первого упражнения начинают произносить эту букву, а другие добиваются успехов только после нескольких дней или даже месяцев регулярных занятий.

Закрепление результата

Постановка и автоматизация звука – вещи неразрывно связанные. Ведь все происходит поэтапно, а закреплением результата постановки заканчиваются занятия. Что же можно делать для автоматизации звуков у детей?

Для этого необходимо использовать скороговорки, песни, стихотворения, рассказы. Можно придумывать и собственные сочинения, что поможет развить не только речь, но и мышление. То есть это могут быть любые произведения или игры, но в них должен много раз встречаться звук «Р». Примеры хороших стихов и скороговорок:

Рома испугался грома.
Разревелся громко Рома.
От такого крика гром
Притаился за бугром.

Я хрю-хрюшка, я хрю-хрюшка,
Я помою в луже брюшко.
Да зачем же нужен душ?
Ведь на свете много луж!

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Для игр в домашних условиях можно использовать картинки с предметами или животными. Разложить их на столе, попросить ребенка произнести названия тех объектов, в которых есть буква «Р». Также можно, выходя на прогулку, предложить малышу поиграть в слова. Для этого ребенку необходимо называть окружающие предметы, в названии которых имеется буква «Р».

Узнать о наиболее действенных методиках для закрепления результата можно у логопеда.

Таким образом, чем раньше будет начата постановка и автоматизация звука, тем быстрее можно достичь успехов в развитии речи. Также важно регулярно выполнять логопедические упражнения на звук «Р», иначе никакого эффекта не будет. Таким образом постановка звука «Р» хоть и является сложным занятием, но при терпеливости и усердии вполне выполнимым.

Постановка звука [Р]

Как лучше заниматься развитием ребенка раннего возраста, если он не то, что не сидит за столом, а вообще больше бегает, чем сидит? Родители, особенно те, у кого первый ребенок, часто теряются в такой ситуации.

Звук [Р] — один из самых сложных по своей артикуляции. Дети могут освоить его произношение к трем годам, но обычно это происходит в возрасте 4-5 лет.

До 4-5 лет нарушенное произношение считается возрастной нормой. Обычно к этому возрасту дети самостоятельно осваивают произношение всех звуков родного языка. Если после пяти лет ребенок испытывает трудности произношения каких-либо звуков, обязательно обратитесь за помощью к логопеду. Только специалист сможет выявить причины и устранить недостатки нарушенного звукопроизношения.

Прежде чем приступать к занятиям по развитию навыков правильного произношения, логопед тщательно изучает строение и подвижность органов артикуляции и проверяет состояние фонематического слуха (как ребенок воспринимает и различает на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки), выясняет, как и какие звуки нарушены.

Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения проводится в три этапа:

1. Подготовительный этап.

  • развитие фонематического слуха
  • формирование направленной воздушной струи
  • выработка укладов и двигательных навыков для постановки звуков с помощью артикуляционной гимнастики

2. Постановка звука.

  • вызывание, или постановка, звука с помощью специальных приёмов

3. Автоматизация, или закрепление, звука.

  • произносительные навыки поставленного звука отрабатываются в строгой последовательности: в слогах, в словах, во фразах, стихах и связной речи.

Часто на мою почту приходят письма с просьбой рассказать, как заниматься с ребенком дома, чтобы поставить звук Р. Конечно, этим вопросом должен заниматься специалист, но если рядом нет логопеда, можно и нужно помогать ребенку, осваивать правильное произношение, обязательно соблюдая всю последовательность логопедической работы:

1. Проверяем подвижность органов артикуляции.

  • надуть щеки, втянуть щеки;
  • улыбнуться, показать зубы;
  • показать язык, сделать его остреньким, как иголочка;
  • положить широкий язык на нижнюю губку и удерживать в таком положении под счет до 5;
  • подвигать кончиком языка из одного уголка рта в другой (упражнение «Часики»);
  • открыть рот, дотронуться кончиком языка верхней губы, затем – нижней (упражнение «Качели).

Движения должны быть свободными и плавными, язык не должен дрожать, не должно усиливаться слюнотечение.

Если ребенок испытывает трудности при выполнении движений, не может сделать язык широким или узким, язык подергивается и отмечается повышенное слюнотечение, то его необходимо показать логопеду и психоневрологу. Скорее всего, такому ребенку понадобится логопедический массаж и, возможно, медикаментозное лечение.

2. Вырабатываем двигательные навыки для постановки звука с помощью артикуляционной гимнастики.

Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звука Р уделите упражнениям «Чистим зубки», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Индюки», «Дятел», «Мотор».

Подробно о значении артикуляционной гимнастики читайте на нашем сайте, смотрите видеоуроки.

3. Проверяем, как на слух ребенок различает звук Р среди других звуков речи.

Упражнение «Поймай звук»

1) Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук Р.

Ммм ррр сссс ллл ррр нннн ллл ррр шшш ссс ллл ррр шшш

2) Взрослый называет слоги, а ребенок хлопает в ладоши, как только услышит слог со звуком Р.

ФА РА ЛА СА ША РА МО НО РО ЛО ШО РО

Если ребенок ошибается и плохо различает звуки, значит, у него недостаточно развит фонематический слух. С ребенком необходимо провести занятия на развитие фонематического восприятия и слухового контроля. Смотрите наши видеоуроки по этой теме.

4. Формируем навык направленной воздушной струи.

Учим сильному направленному выдоху. Следим, чтобы ребенок не поднимал плечи и не надувал щеки.

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Сделайте ватный шарик (мяч) и ворота из карандашей. Предложите ребенку подуть на ватку с силой так, чтобы она попала в ворота.

Другой вариант. Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

Другие упражнения по развитию направленного выдоха, представлены в видеоуроках.

Постановка звука Р.

После проведения подготовительной работы можно переходить к постановке звука.

  • вызывание звука по подражанию;
  • постановка звука с помощью разных приёмов и приспособлений.

Логопеды для этой цели используют шпатели и специальные зонды, но в домашних условиях их легко можно заменить подручными средствами – ложками, палочками, ручками, карандашами, а самое главное в постановке звуков – это чистые руки и пальцы.

Для того чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые связки.

Правильная артикуляция звука [Р].

Во время произнесения звука кончик языка приподнят и вибрирует у основания верхних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.

Перед зеркалом покажите ребенку, как правильно произносится звук Р. Произнесите звук утрированно с выраженной артикуляцией.

Затем попросите ребенка открыть рот, округлить губы, упереться языком в верхние резцы и с силой подуть на кончик языка: Р – Р – Р.

Если не удаётся вызвать звук по подражанию (этот способ редко приводит к положительным результатам), переходите к постановке звука.

Постановка звука Р проводится в двух направлениях:

1. Вырабатываем умение быстро стучать кончиком языка за верхними резцами, произнося: Д – Д – Д – Д – Д — Д.

Обязательное условие, рот при этом должен быть открыт, а зубы видны.

Чтобы ребенок не закрывал рот, делаем из его указательного пальца левой руки «крючок» и вешаем на коренные зубки.

Вместо Д – Д — Д можно произносить разные слоговые сочетания типа:

2. Вырабатываем вибрацию кончика языка.

Во время произнесения ребенком Д – Д — Д (или других слоговых сочетаний) производим быстрые движения вправо- влево под кончиком языка любым предметом (ручкой, палочкой, карандашом) с гладкой и чистой поверхностью, чем вызываем его вибрацию. Затем учим ребенка самостоятельно вызывать вибрацию, используя указательный палец. Движения такие же.

Постановка звука Р иногда требует большого терпения, как со стороны взрослых, так и со стороны самого ребенка. Главное не отчаиваться и не бросать занятия, а нарабатывать навыки каждый день до получения результата.

Картотека домашних заданий на автоматизацию звука Р

4. Выбери картинки в названии которых есть звук Р. Подбери и вклей к схеме соответствующую картинку со звуком Р. (если закрашен первый квадратик, нужно подобрать картинку где звук Р стоит первый, если закрашен второй квадратик, нужно найти картинку в названии которой звук Р стоит в середине слова, если закрашен последний квадратик, нужно найти картинку в названии которой звук Р стоит на конце слова. Взрослый произносит слово, ребенок определяет места звука в слове.)

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Раскрась только те картинки в названии которых есть звук Р (взрослый произносит название предметов, а ребенок на слух определяет наличие или отсутствие в слове звука Р)

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Повтори слоги

ДРА-ДРА-ДРА

ДРУ-ДРУ-ДРУ

ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ

ДРО-ДРО-ДРО

4. Посчитай предметы и придумай с каждым словом предложения. (ребенок произносит, а взрослый записывает)

Образец : 1- рука, 3- руки, 5-рук

У Юры болит рука.

Домашнее задание

5. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

6. Массаж кончиков пальцев на руке.

7. Повтори слоги

ДРА-ДРА-ДРА

ДРУ-ДРУ-ДРУ

ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ

ДРО-ДРО-ДРО

8. Определи, где в слове прячется звук Р. Если в начале слова, раскрась синим цветом первый квадратик, в середине слова, раскрась синим цветом второй квадратик, а если звук Р прячется на конце слова, то раскрась синим цветом последний квадратик. (в случаи необходимости взрослый оказывает помощь, но не выполняет задание за ребенка)

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Повтори слоги

ДРА-ДРА-ДРА

ДРУ-ДРУ-ДРУ

ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ

ДРО-ДРО-ДРО

4. Раскрась картинки в названии которых есть звук Р

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Повтори слоги

ДРА-ДРА-ДРА

ДРУ-ДРУ-ДРУ

ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ

ДРО-ДРО-ДРО

4. Найди слова, в которых звук Р находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соот­ветствующей схемой. (взрослый произносит слово, ребенок определяет места звука Р в слове)

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке

3. Повтори слоги

РА-РА-РА АР-АР-АР

РО-РО-РО ОР-ОР-ОР

РУ-РУ-РУ УР-УР-УР

РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР

Следить за произношением звука Р в словах. Если ребенок произносит слово пропуская звук Р, обращать внимания ребенка на это, просить сказать слово правильно. Речевой контроль со стороны взрослых должен быть постоянным и систематическим, чтобы ребенок знал о том, что за его речью наблюдают. Так у ребенка сформируется автоматический контроль за собственной речью.

4. Скажи на оборот. (подобрать слова-антонимы, противоположенные по значению слова) (ребенок подбирает, а взрослый записывает)

5. Придумай три слова так чтобы в этих словах звук Р стоял первый и три слова чтобы звук Р стоял в середине слова. Придумай с этими словами предложения. (ребенок придумывает, а взрослый записывает. В случаи необходимости ребенку оказать помощь в виде наводящих вопросов, но не выполнять задание за него. Пристально следить за правильностью произношения звука Р, если звук произнесен не правильно, обратить на это внимание ребенка и попросить произнести слово правильно. Всегда добивайтесь правильного ответа)

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Найди, где в слове прячется звук Р. Раскрась нужный квадратик, если звук Р прячется в начале, то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине, то второй квадратик, если в конце, то последний квадратик.

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке

3. Повтори слоги

РА-РА-РА АР-АР-АР

РО-РО-РО ОР-ОР-ОР

РУ-РУ-РУ УР-УР-УР

РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР

4. Назови слово в уменьшительно-ласкательной форме, сделай предмет маленьким. (ребенок изменяет слово, взрослый записывает)

Образец: рубашка –рубашечка

Домашнее задание

1. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

2. Массаж кончиков пальцев на руке

3. Повтори слоги

РА-РА-РА АР-АР-АР

РО-РО-РО ОР-ОР-ОР

РУ-РУ-РУ УР-УР-УР

РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР

4. Скажи во множественном числе «один – много» (ребенок называет, взрослый записывает)

Образец: (одна) рука – (много) рук

5. С любыми тремя из этих слов придумай предложения. (ребенок придумывает взрослый записывает)

Домашнее задание

5. Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

6. Массаж кончиков пальцев на руке

7. Повтори слоги

РА-РА-РА АР-АР-АР

РО-РО-РО ОР-ОР-ОР

РУ-РУ-РУ УР-УР-УР

РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР

Следить за произношением звука Р в словах. Если ребенок произносит слово пропуская звук Р, обращать внимания ребенка на это, просить сказать слово правильно. Речевой контроль со стороны взрослых должен быть постоянным и систематическим, чтобы ребенок знал о том, что за его речью наблюдают. Так у ребенка сформируется автоматический контроль за собственной речью.

8. Посчитай предметы (ребенок называет, взрослый записывает)

1- Радуга 2- ______________ 3-_______________4-_________________

5-________________

1- Помидор 2-________________3-________________ 4 -_____________

5-_________________

1- Кружка 2-______________ 3-__________________ 4-______________

5-_________________

1- Дрозд 2-________________3-_________________ 4-________________

5___________________

1-травинка 2-________________3-_________________ 4-______________

5___________________

1- Труба 2-________________3-_________________ 4-________________

5___________________

9. С тремя из этих слов придумай предложения. (ребенок придумывает предложения, взрослый записывает)

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Р

1. Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки. (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь)

Учимся слышать выделять и произносить звук Р

1. Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Повтори слоги

4. Назови предметы во множественном числе. (Образец: рак — раки)

5. Сделай звуковой анализ слова

Учимся слышать выделять и произносить звук Р

1. Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

2. Массаж кончиков пальцев на руке.

3. Повтори слоги

4. Назови изображенные картинки. Найди в каждом ряду лишнею картинку, и объясни почему ты сделал такой выбор. Раскрась все предметы, кроме лишних.

5. Сделай звуковую схему слова «ТРАНСПОРТ» (в случаи необходимости, ребенку оказать помощь)