Памятка. Как нужно выполнять домашнее задание по окружающему мируматериал (2 класс) на тему

Б. заполнение схем, таблиц

Готовые домашнее задание по окружающему миру

На данной странице представлены ГДЗ по окружающему миру 3 класс 1 часть — рабочая тетрадь авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. на 2018 — 2019 учебный год. Надеемся, что данный «решебник» поможет при подготовке домашних заданий по предмету окружающий мир.

Радость познания

Страница 3 — 5 — Свет знания

1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.

Пословицы о силе разума — Разум силу победит. — Всякий совет к разуму хорош. — Каков разум, таковы и речи. — Разум — золота краше, а правда — солнца свет. — Кулаком победишь одного, а умом — тысячи. еще пословицы об уме и разуме Пословицы о силе знаний — Грамота не злом, а правдой сильна. — Знание лучше богатства. — Красна птица перьями, а человек знанием. — Знания дороже богатства. — Знание и мудрость украшают человека. Пословицы об умелых руках — Умелые руки — помощники науке. — Золотые руки на серебро не купишь. — Сотня советов не заменит пары опытных рук. — Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

2. Вопросам «как?», «почему», «зачем?» человечество обязано большей частью великих открытий. Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе?

Как появляются черные дыры? Как строили пирамиды в Египте? Почему Япония называется страной восходящего солнце? Почему в бермудском треугольнике пропадают самолеты? Зачем осваивать космос? Зачем дятел стучит по дереву? Почему птицы летают косяком?

3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Дугласия или лжетсуга тиссолистая или лжетсуга Мензиса На картинке изображена Дугласия. Также ее называют лжетсуга тиссолистая или лжетсуга мензиса, псевдосуга Иензиса, дугласова пихта, псевдотсуга тиссолистная, дугласовая ель, орегонская сосна, пихта Дугласа. — Где ее можно встретить лжетсугу Мензиса? — Лжетсуга Мензиса встречается в Северной Америке, а также в Азии. — Какова максимальная высота дугласии? — Дугласия может достигать высоты до 100 метров. — Почему у данного растения так много названий и как они появились? — Во время путешествия по Северной Америке в 1791 году биолог и медик Арчибальд Мензис увидел большое дерево, которое было похоже пихту. Сообщение об этом дереве осталось незамеченным. Но в 1827 году данное дерево было открыто повторно английским ботаником Дэвидом Дугласом, который привез его в Европу. Тогда дереву дали название «пихта Дагласа». При исследовании было обнаружено, что при всей схожести с пихтой имеется ряд отличий, которые позволили выделить род — псевдотсуги в семействе сосновых. Так «пихта Дагласа» стала псевдотсугой Дагласа, а еще позже — псевдотсугой тисолистной. Затем было принято решение назвать дерево в честь первооткрывателя, то есть псевдотсугой Мензиса, однако старые названия: «пихта Дугласа» или «дугласия» сохранились и используется лесоводами.

4. Расскажи по фотографии на с.5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Красная площадь в Москве На рисунке изображена Красная площадь. Слева расположился Храм Василия Блаженного, а справа Спасская башня. Перед Храмом находится лобное место, где в былые времена оглашали царские указы. На Красной площади имеются и другие достопримечательности, например, там расположен Мавзолей В. И. Ленина. — Какова общая площадь Красной площади в Москве в километрах и сколько людей может поместиться на площади? — Протяженность Красной площади 330 метров в длину и 70 метров в ширину, при этом общая площадь — 23 100 квадратных метров или 0,023 квадратных километров. Если же перевести квадратные метры в гектары, то получится, что площадь Красной площади 2,31 гектара. Один человек занимает площадь — 0,21 м2, тогда получается, что на Красной площади может уместиться: 23100: 0,21 = 110 000 человек. При этом все население Москвы, которое составляет 12 380 664 человек на 2017 год на Красной площади не смогут поместиться на Красной площади. — Почему красная площадь в Москве называется красной? — Часто в сказках встречается выражение «красна девица», что означает красивая девица. Применительно к площади красная означает красивая. По другой версии считает, что когда была основана Москва в ней было много деревянных построек, которые очень часто горели. Не исключением была площадь рядом с Кремлем. Так, из-за частых пожаров площадь назвали Пожар, а позже стали называть «Красной площадью» так как это цвет пожара. — Какова высота Спасской башни? — Высота Спасской башни вместе со звездой — 71 метр.

5. Раскрась иллюстрацию к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре.

Иллюстрация к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре

Страница 6 — 11 — Как изучают окружающий мир

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти учебники? Подпиши самостоятельно или с помощью слов для справок.

Слова для справок: наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование.

2. Практическая работа «Наблюдение».
Цель работы : освоить этапы проведения наблюдения.
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель наблюдения: наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.
  2. План проведения наблюдения:
    • покормить золотых рыбок сухим кормом, насыпав его на поверхность воды,
    • отследить поведение рыбок,
    • записать результаты наблюдения.
  3. Результаты наблюдения: если золотые рыбки не съели весь насыпанный корм в течении 5 минут, значит они перекормленные и остатки корма будут портить воду.
  4. Выводы: важно, чтобы золотые рыбки получали достаточное, но не избыточное количество пищи.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель наблюдения. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель наблюдения.
Мы составили чёткий план наблюдения.
Мы успешно выполнили план наблюдения и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из наблюдения.

3. Практическая работа «Опыт».
Цель работы : освоить этапы проведения опыта.
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель опыта: выяснить, может ли магнит притянуть любой металл.
  2. План проведения опыта:
    1. Взять магнит.
    2. Рассыпать на столе предметы из металла (булавки), из золота (серьги), из серебра (подвеска).
    3. Поднести магнит к каждому из предметов.
    4. Записать результат.

    Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
    Мы сумели сформулировать цель опыта.
    Мы составили чёткий план опыта.
    Мы успешно выполнили план опыта и зафиксировали результаты.
    Мы сумели сделать выводы из опыта.
    4. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажите стрелками.

    5. Практическая работа «Измерение массы».
    Цель работы : научиться проводить измерение массы с использованием весов.
    1. С помощью рисунка изучите устройство весов.

    2. Рассмотрите набор гирек для весов. Запишите массу каждой гирьки.
    3. Проведите измерение массы предметов, выданных учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

    Весы — это прибор для измерение массы.

    Мы усвоили, как устроены весы.
    Мы поняли, как работают весы.
    Мы научились проводить измерение массы.

    6. Практическая работа «Измерение длины».
    Цель работы : научиться проводить измерение длины с использованием линейки (рулетки).

    1. С помощью рисунка изучите устройство линейки и рулетки. Сравните их. Подумайте, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.

    Линейку следует применять для измерения предметов не большой длины. Когда предмет большой целесообразно использовать рулетку.

    2. Заполните пропуски.

    3. Проведите измерение длины предметов, выданных (или указанных) учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

    Линейка и рулетка — это инструменты для измерения длины.

    Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
    Мы усвоили, как устроены линейка и рулетка.
    Мы поняли, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.
    Мы научились проводить измерение длины.
    Мы научились фиксировать результаты измерений.

    Страница 12 — 13 — Книга — источник знаний

    1. Запишите сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:

    2. Нарисуй иллюстрацию к этой книге. Вместо рисунка можно приклеить фотографию по теме книги.

    3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека, которые размещены в поезде «Читающая Москва» Московского метрополитена.

    Дом, в котором нет книг подобен телу, лишённому души. Цецерон Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский

    Цицерон Марк Туллий — римский политический деятель, оратор и писатель. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 798. Паустовский Константин Георгиевич — русский писатель. Мастер лирической прозы. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 545.

    4. Придумай своё высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.

    Вся человеческая мудрость скрыта в книгах, и только читая можно постичь ее.

    5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.

    Древний мир, Полная энциклопедия, Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р., 2007 — А. Б. Преображенский. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История древнего мира. 2001.

    Страница 14 — 15 — Отправляемся на экскурсию

    1. Найди описание и укажи стрелками.

    2. Приведите по 1-2 примера.

    Художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

    Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Музей Владимира Маяковского, Квартира музей С.С. Прокофьева

    Заповедники, национальные парки: Московский государственный музей-заповедник Коломенское, Измайловский остров — музей-заповедник

    3. Придумай и запиши вопросы, которые тебе хотелось бы задать в зоопарке или ботаническом саду.

    • Почему у бегемотов розовое молоко?
    • Правда ли, что слоны боятся мышей?
    • Какого цвета язык у жирафа?
    • Через сколько лет на дубе появляются желуди?
    • Почему грецкий орех называется грецким?

    Узнай, какие вопросы подготовили другие ребята. Сможешь ли ты на них ответить?

    4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.

    Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

    5. Подумай и напиши, куда можно сходить на экскурсию в твоём крае. Название места, которое кажется тебе самым интересным, подчеркни.

    • Музей современного искусства «Гараж»
    • Музеи московского кремля Оружейная палата
    • Планетарий
    • Музей «Дом вверх дном»

    Страница 16 — 17 — Наша экскурсия

    Побывайте на экскурсии и составьте фоторассказ о ней. Запишите, как вы оцениваете экскурсию и почему.

    Оружейная палата в Москве

    Экскурсия мне понравилась. Я узнал(а) много нового и интересного.

    Страница 18 — 21 — О чём расскажет план

    2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.

    3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.

    1 — Пашня.
    2 — Огород.

    4. Нарисуй условные знаки плана.

    Проверь себя по учебнику.

    5. На уроке учительница спросила: «Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?» дети ответили так:

    Серёжа: «Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности».
    Надя: «Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности».
    Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 10 метров на плане».
    Ира: Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности.

    Кто ответил верно? Отметь галочкой.

    6. Практическая работа «Туристические планы».

    1) Рассмотрите в учебнике план зоопарка.

    Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:

    а) тигры — на севере
    б) львы — на юге
    в) снегири и другие птицы — на западе
    г) верблюды — на востоке

    2) Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы.

    Фрагмент план Москвы

    Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.

    Воробьёвы горы Стадион «Лужники»

    3) Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.

    План центральной части Санкт-Петербурга От Московского вокзала нужно следовать влево по Невскому проспекту, пройти мимо Аничкова моста, а после Александровской колонны повернуть направо. И тогда мы окажемся возле Зимнего дворца. Следуя данном маршруту можно увидеть Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну и Дворцовую площадь.

    Положите на плане любой другой маршрут. Устно опишите его.

    Если вы принесли на урок другие туристические планы, рассмотрите их. Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, научились ли вы читать туристические планы.

    Мы научились определять на плане стороны горизонта.
    Мы научились находить на плане различные достопримечательности.
    Мы научились определять по плану, как пройти в то или иное место.
    Мы научились прокладывать на плане определённый маршрут.

    Страница 22 — 23 — Планета на листе бумаги

    1. С помощью учебника допиши определение.

    Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

    2. Обозначь стороны горизонта на карте мира.

    3. Раскрась, как обозначены на карте:

    4) Используя учебник, допиши определения.

    Материк — это огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой. Его еще называют континентом. Часть света — это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.

    Объясни (устно), в чём сходство и различия материка и части света.

    5. Выпишите в таблицу названия всех материков и частей света.

    Закрасьте любым цветом несовпадающие названия материков и частей света.

    6. С помощью карты учебника приведите примеры (3-4 названия в каждом пункте).

    Моря: Баренцево море, Аравийское море, Норвежское море, море Бофорта. Реки: Лена, Амазонка, Волга, Обь. Острова: Алеутские острова, острова Новая Зеландия, остров Мадагаскар, остров Тасмания.

    Страница 24 — 25 — Страны и народы на политической карте мира

    1. Рассмотри настенную политическую карту мира. Определи название и границы страны, где столицей является Рим — древний город, о культуре которого ты уже много знаешь. Как называются соседние с ней страны? Запиши сведения полученные благодаря изучению политической карты мира:

    Обратимся к карте, и видим, что соседствующими странами являются: Франция, Швейцария, Австрия и Словения. Рим — столица Италии Соседи Италии — Австрия, Швейцария, Франция и Словения.

    2. Прочитай рассказ о Генрихе Шлимане. Найдите на настенной политической карте мира страны, языки которых он выучил, где жил и работал. Отметьте их флажками.

    Генрих Шлиман родился в 1922 году в Германии . Детская мечта найти древний город Трою привела его в 18 лет матросом на корабль «Доротея», который направлялся в Венесуэлу . Судно попало в шторм и затонуло, а Генрих чудом спасся и оказался в Амстердаме . Здесь он работал в торговой конторе и за два года освоил русский , английский , французский , голландский , испанский , португальский и итальянский языки. Затем Генрих Шлиман отправился в Петербург и 20 лет вёл своё торговое дело в русской столице. За это время он выучил польский , шведский , греческий , арабский и другие языки, разбогател на добыче золота в Америке . И наконец, уехал в Грецию — осуществить свою мечту. Чтобы читать «Илиаду» в подлиннике, он за шесть недель выучил древнегреческий язык. Текст Гомера стал для него путеводителем. И древняя земля Греции раскрыла перед археологом свою тайну. Похоронен Г. Шлиман в Афинах.

    Отметим на карте флажками все страны, языки которых выучил Г. Шлиман, где он жил и работал.

    Политическая карта мира — кликнете, чтобы увеличить изображение

    3. Рассмотри представителей разных стран в традиционных костюмах. Найди страну их родного языка на политической карте мира. Запиши названия этих стран и их столиц.

    Страна — Белоруссия
    Столица — Минск

    Страна — Мексика
    Столица — Мехико

    Страна — Турция
    Столица — Анкара

    Страна — Китай
    Столица — Пекин

    Страница 26 — 27 — Путешествуя, познаём мир

    1. Вместе с друзьями обсудите и составьте план подготовки путешествия по своему городу (селу). Используйте для этого образец плана из учебника.

    Цель путешествия : узнать о гибели царской семьи. Место путешествия : Храм на Крови Источники сведений о месте путешествия : сеть Интернет. Справочная литература : Паломники со всей России отправятся в июле по маршруту «Святыни Екатеринбургской Епархии, Царские дни». Православие.ру; Е. Гильбо «Тайна гибели царской семьи», статья 2004 г.; Грэг Кинг, Пенни Вильсон «Романовы. Судьба царской династии». Издательство «Эксмо», Москва, 2005 г. Карты, схемы, планы, путеводители : карта города Екатеринбурга. Оборудование : фотоаппарат, навигатор. Прогноз погоды : узнать на сайте gismeteo.ru. Форма одежды : свободная, удобная обувь. Мой спутник (спутники) : родители.

    2. После путешествия выбери из дневника самое интересное и запиши на этих строках.

    Трагическая гибель императора Николая II стало концом великой Российской Империи. Роковые события, происшедшие в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева породили много легенд. Осталось много загадок, которые предстоит разгадать историкам.

    3. В хуторе «На гранях» Белгородской области поучимся мастерству пчеловодства. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчёл и в заботах пчеловода.

    Страница 28 — 29 — Транспорт

    1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.

    Фотография старинного средства передвижения — сани, запряженные тройкой

    2. Распредели средства передвижения по видам. Сухопутные транспорт отметь красным кружком, водный транспорт — синим кружком, воздушный транспорт — желтым кружком.

    Какие из этих средств передвижения старинные, а какие современные? Ответь устно.

    3. Проект «Любознательный пассажир». Прочитай рассказ и рассмотри фотографии.

    Про поезд «Читающая Москва» ты уже знаешь. А еще в Московском метрополитене ходит поезд «Акварель». Садишься в вагон и словно попадаешь в картинную галерею. С интересом юноши, девушки и ребята твоего возраста рассматривают творения русских художников. Часто пассажиры этого поезда переходят из вагона в вагон, чтобы увидеть как можно больше картин. Многие фотографируют то, что им особенно понравилось. Поезд «Акварель» — замечательный подарок всем ценителям искусства и просто любознательным людям.
    Поезд «Акварель»

    Придумай проект одного из видов транспорта для любознательных пассажиров. Какие явления природы и культуры твоего края тебе хотелось бы представить в своём проекте? Нарисуй и опиши проект на с.30-31.

    Название проекта : трамвай классической музыки
    Название средства транспорта : трамвай
    Внешний вид :

    Описание : В трамвае будет звучать классическая музыка. В промежутках между композициях диктор будет рассказывать о разных интересных фактах, связанных с написанием произведений, композиторах, который их написали, их жизни, исполнителях.

    Страница 32 — 33 — Средства информации и связи

    1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.

    Поменяйтесь с другом тетрадями и расшифруйте информацию на флажках. Запиши ее словами.

    Слева изображен знак предупреждающий о каком-то событии, которое требует внимание. Справа изображена стрелка вправо — указывающая направление дальнейшего движения.

    2. Представь, что ты посылаешь письмо другу. Оформи с помощью необходимых сведений почтовый конверт.

    3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событий культуры, о людях твоего края.

    4. Запиши по памяти названия средств информации и связи. Проверь себя по учебнику.

    Средства информации и связи Почтовая служба, телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет.

    Мир как дом

    Страница 34 — 35 — Мир природы в народном творчестве

    1. С помощью текста учебника на с. 46 заверши предложение:

    Слово «экос» («ойкос») в переводе с греческого языка означает » дом, жилище «. Слово «логос» в переводе с греческого языка означает знание . Слово «ойкумена» древние греки называли заселённую и освоенную человеком часть мира .

    2. Раскрась фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено. Опиши их устно.

    3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей твоего края. Для завершающего ответа воспользуйся подсказками учебника или поставь имя того, кому пишешь эту песенку. К тексту можно сделать рисунок в подарок (на отдельном листе).

    Вариант #1 — Куда, пастух, идешь? Куда своих овец ведешь? — На поле. — Зачем тебе на поле? — Овец накормить. — Зачем овец накормить? — Чтоб шерсть давали. — Зачем тебе шерсть? — Чтоб деткам зимой тепло было. Вариант #2 — Куда, Аня, идешь? — Грибы собирать. — Зачем тебе грибы? — Чтобы суп сварить. — А зачем тебе суп? — Чтобы себя накормить, и друзей угостить!

    Страница 36 — 37 — Из чего состоит всё

    1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду и обведите её. Объясните (устно) свой выбор.

    Природные объекты — все то, что относится к природе. Кроме того, нас окружает бесчисленное множество предметов, созданных человеком. На первом рисунке изображены природные объекты, кроме кружки, которая является предметов созданным человеком, соответственно она будет лишней в этом ряду. На втором рисунке изображены предметы, созданные человеком, кроме синицы, которая является природным объектом, соответственно она будет лишней в данном ряду.

    2. Приведите примеры природных объектов (по 3-4 в каждом ряду).
    Объекты неживой природы: планеты, водопады, камни.
    Объекты живой природы: деревья, звери, птицы, насекомые.
    3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу. Можешь дополнить ее своими примерами.

    4. Узнай по описанию веществ и впиши их названия в клеточки.
    — Это вещество входит в состав любого живого организма. Тело человека на 2/3 состоит из этого вещества.

    — Это вещество встречается в виде камня под землёй, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встреть в каждом доме — кухне.

    — Это вещество добавляют во многие продукты — конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях.

    — Это вещество — наш помощник на кухне, потому что оно хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по все квартире, зато очень опасно.

    — Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий.

    5. Подчеркни синим карандашом названия твёрдых тел, а зелёным-названия веществ: соль, гвоздь, железо, подкова, алюминий, проволока, медь, канистра для бензина, пластмасса, бензин, сосулька, вода, льдина, конфета, сахар, солонка.

    Страница 38 — 39

    6. Практическая работа (опыт) «Вода — растворитель».

    Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
    1) Предположите план (порядок) проведения опыта.

    1. Разлить воду по 4 стаканам.
    2. Положить в 1-ый стакан сахар.
    3. Положить во 2-ой стакан соль.
    4. Положить в 3-ий стакан мел.
    5. Положить в 4-ый стакан глину.
    6. Пронаблюдать за результатом.
    7. Записать вывод

    2) Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое нам понадобиться для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.

    3) Выполните действия по инструкции.

    Воду из колбы разлейте в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпьте сахар, в стакан №2 — соль, в стакан №3 — измельченный мел (мел измельчите в ступке), в стакан №4 — глину. Размешайте все вещества стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Опишите устно.

    4) Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак «+» в соответствующие графы таблицы.

    5) Сделайте вывод. Проверьте себя по Приложению.

    Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок и мел.

    Подумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
    Мы предложили правильный план опыта.
    Мы верно выбрали оборудование.
    Мы точно зафиксировали результаты опыта.
    Мы правильно сделали вывод из опыта.

    Страница 40 — 41 — Мир небесных тел

    1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

    Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов , а в центре Солнца — 15-20 миллионов градусов .

    Расскажи о Солнце своим одноклассникам. Включи в свой рассказ данные, выписанные из учебника.

    2. Заполни таблицу. Один пример возьми из учебника (рисунок на с. 56). Другие примеры (1-2 в каждой графе) постарайся найти в дополнительной литературе, сети Интернет.

    Различие звёзд по цвету

    Названия звёзд по цветам

    3. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Постройте модель Солнечной системы. Для этого вылепите из пластилина модели планет и расположите их в правильной последовательности на листе картона. Подпишите на табличках названия планет и наклейте их на вашу модель.

    4. Разгадай кроссворд.

    1) Самая большая планета Солнечной системы.
    2) Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца.
    3) Самая близкая к Солнцу планета.
    4) Самая далекая к Солнцу планета.
    5) Планета, на которой мы живём.
    6) Планета — соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля.
    7) Планета — соседка Земли, расположенная дальше Солнца, чем Земля.
    8) Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном.

    5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать. Запишите основные сведения для вашего сообщения. Укажите источники информации.

    Звезда Альдебаран Одна из самых ярких звёзд на ночном небе, главная, ярчайшая звезда в созвездии Тельца, называется Альдебаран. По-арабски и это слово означает «идущий вслед». Альдебаран — оранжево-красная звезда-гигант. Её яркость больше, чем у Солнца, в 150 раз. Находится от нас на расстоянии 65 световых лет. Источник : Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: энциклопедия — М.: Эксмо, 2015.- 96 с.: ил. — (Твоя первая энциклопедия).

    Страница 42 — 43 — Невидимое сокровище

    1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.

    В природе движущийся воздух — это ветер. Как известно, земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается воздух. Тёплый воздух легче холодного; он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

    Посмотрите, какие схемы предложили другие ребята. Оцените свою работу и работы своих товарищей. Чья схема правильная, точная, понятная? Кто допустил ошибки? Расскажите о возникновении ветра по наиболее удачным схемам.
    2. Подпиши на диаграмме названия газов, которые входят в состав воздуха. Проверь себя по учебнику.

    Подчеркни зелёным карандашом названия газа, который живые организмы поглощают при дыхании.
    Подчеркни красным карандашом название газа, который живые организмы выделяю при дыхании.
    3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.

    1) Воздух прозрачен или непрозрачен?
    Воздух прозрачен.
    2) Имеет ли воздух цвет?
    Воздух не имеет цвета.
    3) Имеет ли воздух запах?
    Воздух не имеет запаха.
    4) Что происходит с воздухом при нагревании или охлаждении?
    горячий воздух расширяется .

    Этот опыт свидетельствует о том, что холодный воздух сжимается .
    5) Как воздух проводит тепло?
    Воздух плохо проводит тепло.

    4. Как называется оборудование, использованное при проведении этих опытов? Укажи стрелками.

    Страница 44 — 45 — Самое главное вещество

    Практическая работа «Исследование свойств воды».

    Цель работы : определить свойства воды.

    Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

    Вывод: вода прозрачна.

    Сравните цвет воды с цветом полосок, изображённых на этой странице. Что вы видите? О чём это говорит?

    Вывод: вода бесцветна.

    Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

    Вывод: при нагревании вода расширяется.

    Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чём это свидетельствует?

    Вывод: При охлаждении вода сжимается.

    Общий вывод : вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

    Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению.

    Мы верно выбрали оборудование для опытов.
    Наши выводы совпали с приведёнными в Приложении.
    Мы верно определили свойства воды, но неточно сформулировали выводы.
    Мы допустили ошибки при определении некоторых свойств воды.

    Страница 46 — 47 — Природные стихии в народном творчестве

    1. Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно-прикладного искусства народов твоего края.

    2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчество народов вашего края. Загадайте их участникам других рабочих групп.

    Загадки про огонь Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь) Без питья живёт. Но стоит напоить — умирает. (Огонь) Алый петух в воде потух. (Огонь) Жевать — не жую, а всё поедаю. (Огонь) Загадки о воде Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает. (Вода) В жарки день самой желанной бывает.(Вода) Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода) Загадки про воздух Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

    3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

    Устно сочини сказку о природных стихиях.

    Страница 48 — 49 — Кладовые земли

    1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.

    2. Практическая работа «Состав гранита».

    Цель работы: определить минералы, входящие в состав гранита.

    1. Рассмотрите и сравните образцы минералов: полевого шпата, кварца, слюды. Устно опишите их свойства (цвет, прозрачность, блеск).
    2. Рассмотрите кусочек гранита с помощью лупы. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
    3. По результатам исследования заполните схему.

    4. Сделайте вывод (устно). Проверьте себя по Приложению.

    Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.

    Мы правильно описали свойства минералов.
    Мы верно определили минералы, входящие в состав гранита.
    Мы правильно заполнили схему «Состав гранита».
    Наш вывод совпал с тем, который приведён в Приложении.

    3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежьте из Приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.

    4. Запишите названия полезных ископаемых своего края.

    Золото, газ, нефть, гранит, асбест, железная руда.

    Страница 50 — 51 — Чудо под ногами

    Практическая работа «Исследование состава почвы».

    Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

    Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.

    Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит?

    Вывод : в почве содержится воздух.

    Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

    Вывод : в почве содержится вода.

    Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?

    Вывод : в почве содержится перегной.

    Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?

    Вывод :в почве содержится глина и песок.

    Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт?

    Вывод :в почве содержится минеральные соли.
    Общий вывод : в состав почвы входят воздух, вода, перегной, глина, песок, минеральные соли.

    Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению. Оцените свою работу, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
    Мы верно назвали оборудование для опытов.
    Наши выводы совпали с выводами в Приложении.
    Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали вывод.
    Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

    Страница 52 — 53 — Мир растений

    1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

    • Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена — 9 букв. Ответ: цветковые. Цветковые растения имеют цветки и плоды. У них есть и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Группа насчитывает 250 000 видов. Примеры цветковых растений : нарцисс, календула, бархатцы, ива, ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.
    • У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем — 9 букв. Ответ: водоросли. Водоросли — жители воды. Примером водорослей является морская капуста. У водорослей нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Тело водорослей похоже на длинные бурые ленты, оно называется слоевищем. Группа насчитывает 100 000 видов.
    • У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами — 3 буквы. Ответ: мхи. Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Группа насчитывает 27 000 видов.
    • У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках — 7 букв. Ответ: хвойные. Хвойные растения имеют корни, стебли, листья (хвоинки), но не имеют цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Группа насчитывает 600 видов. Примеры хвойных растений : сосна, туя, лиственница, ель.
    • Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов и семя — 11 букв. Ответ: папоротники. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Группа насчитывает 10 000 видов.

    2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так:

    • Сережа: нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
    • Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
    • Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
    • Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.

    Кто из ребят ответил верно? Кто допустил одну ошибку, две ошибки, три ошибки?

    Верный ответ у Нади, одна ошибка у Сережи, две ошибки у Иры, три ошибки у Вити.

    3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.