Зачем нужно делать домашние задания

Как делать домашние задания быстро и эффективно: лучшие советы для школьников

В нашем материале разбираемся, как превратить рутинный процесс в увлекательный и продуктивный квест.

Домашняя работа — неотъемлемая часть учебного процесса. Тщательное выполнение домашних заданий помогает не только повторить и закрепить пройденный в классе материал, но и своевременно выявить пробелы в его усвоении. Однако большинство школьников относится к выполнению заданных на дом упражнений без особого энтузиазма и до последнего откладывает выполнение «домашки». Как заинтересовать ребёнка и сделать процесс подготовки ДЗ быстрым и эффективным, разбираемся вместе с ИнтернетУроком.

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки: 5 простых шагов к успеху

Задания на дом выдаются как в обычных, так и в онлайн-школах. Разница лишь в том, что домашнее задание при интерактивном обучении может состоять из двух частей: письменной и электронной. Но несмотря на разницу в подходах, есть универсальные правила, которые помогут ребёнку создать рабочее настроение и выполнить домашнее задание без особого труда.

Пошаговая инструкция выполнения домашних заданий

  1. Выполнение домашнего задания как привычка. Если есть возможность, лучше уделять подготовке ДЗ от 30 минут до 1,5 часа ежедневно, чем оставлять все уроки на выходные. Такой подход к выполнению домашней работы позволяет, во-первых, сэкономить время (ребёнку не нужно вспоминать весь пласт пройденного несколько дней назад материала), во-вторых, способствует лучшему усвоению знаний, а главное — даёт возможность распоряжаться выходными так, как хочется.
  2. Правильная организация рабочего места. Заранее стоит позаботиться и о том, чтобы рабочее место было удобным. Так, Роспотребнадзор рекомендует регулировать высоту мебели в соответствии с ростом ребёнка. А ещё важно не забывать про освещение: расположение источников света зависит от того, какая рука ведущая (ставим свет слева, если ребёнок правша, и справа, если — левша). Кроме того, стоит также научить ребёнка проветривать помещение перед работой — приток свежего воздуха стимулирует работу мозга.
  3. Порядок на рабочем месте. На письменном столе не должно быть ничего лишнего. Игрушки, рамки с фотографиями, грязная посуда, фантики, посторонние предметы — всё это создаёт беспорядок и мешает концентрации внимания.
  4. Перерывы. Домашняя работа редко ограничивается заданиями только по одному предмету. Чтобы переключиться с одного предмета на другой, можно (и даже нужно) делать перерывы. Это может быть лёгкая разминка, гимнастика для глаз и даже кружка чая. А если ребёнок выполняет домашнюю работу за компьютером, небольшие паузы рекомендуется делать каждые 15–20 минут.
  5. Выбирать подходящее время. Оптимально, чтобы выполнение домашней работы приходилось на период с 16 до 18 часов. Именно в это время отмечается повышение уровня активности мозга, а также второй подъём работоспособности.

Заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок» Лада Коновалова объяснила, для чего нужны домашние задания и как сделать их не только полезными, но и интересными

С чего начать?

Впрочем, чётко следовать инструкциям бывает непросто, особенно, если речь идёт о детях. Давайте разберёмся, как правильно подготовиться к домашней работе, чтобы процесс принёс результаты.

  1. Помните, что после насыщенного дня в школе ребёнку нужен отдых. Хорошо, если это будет прогулка на свежем воздухе, 30–40 минут чтения в спокойной обстановке, общение с друзьями или родителями. После достаточного, но не длительного отдыха мозгу будет проще мобилизоваться и продолжить решать сложные задачи.
  2. Настроиться на работу также помогают ритуалы-якори. Это может быть проветривание комнаты, раскладывание карандашей, тетрадей и учебников на столе, включение лампы, переодевание в удобную одежду и даже вкусный полдник. Спустя несколько недель повторения одних и тех же действий ребёнку будет проще настроиться на учёбу после их выполнения.
  3. Если даже после этого мотивации сесть за ДЗ у ребёнка не возникло, можно посоветовать ему начать с малого. Пусть это будут несложные или устные задания. Лучше сделать хоть что-то, чем не приступить к выполнению вовсе. Некоторым детям проще начать с наименее отталкивающих предметов и повышать сложность заданий постепенно.
  4. Если сил и мотивации на выполнение домашней работы у ребёнка нет, разрешите ему перенести часть заданий на завтра. У всех бывают тяжёлые дни. Если сроки сдачи терпят, нет ничего страшного в том, чтобы подождать более подходящего для его выполнения момента. Главное, чтобы подобные исключения не стали правилом.

Помощь родителей, или как не навредить

В первую очередь за подготовку домашнего задания отвечает школьник, ведь на дом не задают ничего такого, с чем ребёнок не мог бы справиться без вмешательства взрослых. Поэтому помощь родителей должна заключаться в поддержке самостоятельности и развитии чувства ответственности — многим детям требуется напоминание о том, что в рюкзаке их ждут тетрадки с несделанной домашней работой.

Если школьнику что-то непонятно, родители могут помочь и вместе с ребёнком разобрать не усвоенный на уроке материал. Если есть время, родители также могут проверить правильность выполнения домашней работы и указать ребёнку на его ошибки, вместе разобрав и исправив их. Но часто мамы, папы или другие родственники принимают в подготовке домашнего задания ребёнком слишком активное участие, допуская следующие ошибки:

Зачем нужно делать домашние задания

Мало кто из школьников любит делать домашнее задание. Конечно, было бы куда интереснее провести это время с друзьями или посмотреть телевизор, чем делать скучные и сложные уроки. Но иногда для того, чтобы все изучить и выполнить по программе какого-то предмета, в школе времени не хватает. В этом случае для того, чтобы закончить работу, приходится использовать время после уроков.

Поэтому если ты не будешь делать домашние задания, то навредишь этим только себе: просто ты не выучишь как следует или не отработаешь на практике, а значит, не усвоишь и не запомнишь того, что тебе необходимо и это плохо скажется на твоей успеваемости.

Домашние задания задаются вовсе не для того, чтобы доставить удовольствие твоему учителю, ведь это тебе нужны знания, чтобы стать грамотнее и умнее. Кроме того, выполнение домашних заданий вне класса научит тебя также другим вещам, например, правильно планировать свое время, работать самостоятельно и пользоваться библиотекой.

«Поэтому если ты не будешь делать домашние задания, то навредишь этим только себе: просто ты не выучишь как следует или не отработаешь на практике, а значит, не усвоишь и не запомнишь того, что тебе необходимо и это плохо скажется на твоей успеваемости.»

Зачем нужно делать кормушки Зачем нужно делать кормушки. На уроках природоведения дети часто задают учителям вопрос «Зачем нужны кормушки, ведь птицы не домашние и могут найти еду сами». Да, все верно, птицы живущие на вол.

Зачем нужно ходить в садик Зачем нужно ходить в садик. Многие дети, которых водят в детский сад задают взрослым такой вопрос «А зачем мне нужно ходить в садик?» Ты наверное тоже спрашиваешь об этом своих родителей? Дава.

Зачем нужно стирать одежду Зачем нужно стирать одежду. Наша одежда сшита из ткани, которая в свою очередь соткана из ниток. Во время дневной активности человека ткань одежды впитывает грязь и запахи, избавиться от которых мож.

Зачем нужно переводить часы Зачем нужно переводить часы. Каждый год весной мы меняем время на часах с зимнего на летнее и переводим стрелки на один час вперед, а осенью наоборот с летнего времени мы переходим на зимнее и перев.

Зачем детям нужно спать днем Зачем детям нужно спать днем. Многие дети очень не любят, когда родители заставляют их ложиться спать днем, и не понимают зачем это нужно. Ты тоже хочешь это узнать? Тогда слушай: Ответ на вопро.

Зачем нужно убираться в своей комнате Зачем нужно убираться в своей комнате. Во многих семьях происходят постоянные споры детей и родителей по поводу уборки. Дети упорно не хотят наводить порядок в своей комнате, причем даже тогда, когд.

Зачем нужно знать несколько языков Зачем нужно знать много языков. На нашей планете существует очень много разных стран и почти каждая из них имеет свой особенный язык. Казалось бы, зачем нужно изучать языки других стран, если говори.

Зачем нужно хорошо вести себя за столом Зачем нужно хорошо вести себя за столом. Умеешь ли ты хорошо и правильно вести себя за столом? А зачем это нужно — спросишь ты? Правильно и хорошо вести себя за столом, это значит, всегда мыть пере.

Зачем нужно считать овец перед сном Зачем нужно считать овец перед сном. Нет ничего приятнее, чем заснуть в своей любимой, теплой кроватке и смотреть чудесные сны, чтобы проснувшись утром удивлять взрослых рассказами о них. Но ин.

Зачем уходя нужно поднимать в школе стул на парту Зачем уходя нужно поднимать в школе стул на парту. Каждый раз выходя из класса в конце урока ученики поднимают свои стулья на парту. Зачем это нужно делать? Таким вопросом задаются не только сами де.

Как приучить ребенка делать уроки быстро и самостоятельно: заставить или помочь?

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг – объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.

Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого – шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза “СДВ(Г)”, который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Младшая школа

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала – первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.

Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка – дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Зачем делать домашнее задание в школе, может лучше не делать дома задания?

А зачем учить уроки ещё и дома (после школы).

Может стоит сделать, чтобы все задания ученики делали в школе и никаких домашних заданий учителя на дом не задавали?

В нашей (советской тогда) школе нам задавали в разы больше — все выжили. Причём, всегда ставился акцент, что школьная программа рассчитана всё же на «среднего» ученика. — 10 лет назад

Смысл домашнего задания — закрепление пройденного материала или выявление непонятого на уроке. Нам в школе постоянно говорили:»Повторение — мать учения.» Попробуйте не делать (или просто списывать у кого-нибудь) домашние задания — через месяц увидите реальное падение успеваемости.(Проверено на себе, любимой). Некоторые вещи (в математике, в иностранном языке, например, надо доводить до автоматизма). Второй момент, разный уровень восприятия у учеников. Кто-то имеет хорошую слуховую память — всё запоминает на уроке, кому-то надо обязательно самому почитать, а кому-то вообще нужен опытный путь усвоения полученных навыков. Если в классе больше 20 человек, учитель за 40 минут максимум успеет рассказать новую тему и что-то показать (если не отвлекаться на учеников, если их уровень сообразительности примерно одинаков). И — самое главное — смысл учёбы в школе не только приобретение знаний, но и приобретение навыков самообучения, самообразования и творческого подхода. И здесь без «домашки» не обойтись!

Вы школьник или родитель?

Если школьник, то переходите в школу для менее развитых пубертатов.

Если родитель, то вспомните, сколько учились в свое время. Программа не усилилась, а стала бестолковее, поэтому для усвоения требуется чуть больше времени и внимания. Конечно, это отвлекает от телевизора, но в институтах будет не легче. А если не нужен институт, то нафига тогда школа? Переводите ребенка в школу для менее талантливых пубертатов.

Вы изложили традиционную точку зрения на вопрос зачем делать домашние задания.
Спасибо.
Но традиционные взгляды иногда меняются. То, что раньше выглядело дико и нелепо через некоторое время может стать обычным и привычным.
Например:
Когда в продаже только появились первые шариковые ручки в школах запрещали писать шариковыми ручками, потому что это было очень не привычно и не укладывалось в традиционные представления о выполнении учениками заданий.
А ныне шариковые ручки в школах чувствуют себя вполне нормально и комфортно. И, пожалуй, сейчас волну негодования может вызвать призыв, чтобы вместо шариковых ручек ученики писали диктанты и сочинения елозя пальцами по сенсорному экрану монитора какого нибудь айпада. Но такая ситуация совсем не исключает возможность, что наши внуки будут делать домашние задания исключительно на компьютере, если конечно домашние задания в будущем продолжат существовать. — 10 лет назад

Я за сенсорные экраны, выполнение ДЗ с помощью Инета, и даже за дистанционное обучение через Инет у любмых учителей любимым предметам. Но ДЗ это проверка, на сколько усвоен материал, чтобы решать задания самостоятельно. Только в начальных классах родители должны НАУЧИТЬ работать самостоятельно. — 10 лет назад

Конечно, лучше не делать домашние задания дома — это ведь означает родителей напрягать, а родители — это святое. Тратить родительское время на д/з — это себя наказывать.

Чтобы избавиться от ненавистных родителями придумок учителей в виде домашних заданий им, родителям, можно и нужно реформировать систему школьного образования так, чтобы дети проводили в школе в два раза больше времени и домой возвращались ближе к ночи — ко времени её наступления в сентябре на широте Москвы. Тогда преподаватели смогут помимо привычных форм проведения уроков выдавать ученикам задания для самостоятельного выполнения в классе в таком количестве и такого качества, что материал будет успевать повторяться столько раз, чтобы благополучно и надолго осесть в тех детских мозгах, которые способны к переработке информации. И, главное, родители будут не при чём, особенно если запретить задавать ученикам задания на выходные.

А пока школьники выкручиваются традиционным списыванием с привлечением современных гаджетов — купленных, между прочим, заботливыми родителями на деньги, заработанные в свободное от выполнения школьных д/з своих детей. Гаджеты ведь не только для списывания можно использовать, если кто не знает.