Как быстро и правильно делать домашнее задание

Значит, сегодня дома вы возьмете все приглашение, дайте мне кто-нибудь приглашение, и на этом приглашении возьмете любое слово, ну самое мелкое, которое вы достаточно хорошо видите с расстояния примерно тридцать сантиметров. Без очков. Ну, скажем, слово «Жданов», к примеру. Вот вы взяли слово «Жданов», так? Без очков с расстояния в тридцать сантиметров. Если у кого-то совсем зрение плохое, надо взять заголовок газеты, там. «Советская Хакассия», то есть более крупный шрифт, с ним будете работать. Если у кого-то зрение получше, можете взять «Владимир Георгиевич» или можете взять любую строчку в этом приглашении. Так? И начнете измерять вот эти вот параметры.

Как быстро сделать домашнее задание: полезные советы

Чистый стол и мягкий стул — первое, о чём нужно побеспокоиться. Не работайте в кровати — это место вызывает сонливость и делает вас рассеянными. Но если домашнее задание скучное, то уснуть можно и за столом. Поэтому попросите родителей сделать яркое освещение в комнате — так вы и не заскучаете, и зрение сбережёте.

2. Избавьтесь от отвлекающих факторов

Отложите телефон, выключите компьютер (если, конечно, он не нужен вам для работы) и телевизор. Закройте дверь. Сообщите родным и друзьям, чтобы вас не беспокоили, когда вы выполняете домашнее задание. Чем меньше вы будете отвлекаться, тем быстрее расправитесь с ненавистными задачами по математике. Но если уведомления о новом видео на Ютубе или лайках в Инстаграме всё равно манят, загрузите приложение, которое будет блокировать их на время. Или просто поставьте режим «в самолёте» хотя бы на полчаса.

3. Установите таймер

В начале каждого задания запускайте таймер на столько минут, сколько вам понадобится, чтобы выполнить работу. Это научит вас контролировать время и грамотно распределять его. А ещё поможет сосредоточиться, если вы часто отвлекаетесь. Если какая-то тема занимает гораздо больше времени, чем другие, возможно, стоит попросить помощи у родителей или учителя.

Ещё больше советов здесь

4. Приведите свои учебные принадлежности в порядок

Для того чтобы не тратить время на поиски нужных вещей, держите книги, бумаги, письменные наборы и другие материалы в доступном месте. Оставайтесь организованными и каждую неделю наводите порядок в папках, шкафах и рюкзаке. Подумайте о том, как лучше разложить те или иные вещи, чтобы все ваши школьные принадлежности находились в удобном доступном месте.

5. Составляйте план выполнения домашней работы на каждый день

Вместо того чтобы схватить первый попавшийся учебник и делать домашнюю работу по нему, спланируйте всё наперёд. Есть несколько способов, которые помогут вам составить план по выполнению домашнего задания. Решите, сколько времени вы можете потратить на домашнюю работу в целом. Затем составьте список всех заданий, которые вам нужно выполнить. Подумайте, сколько времени уйдёт на каждое из них. Затем двигайтесь строго по списку, вычеркивая задания по мере их выполнения.

6. Расставьте задания по значимости и срокам выполнения

Записывая задания в свой дневник на протяжении недели, пометьте срочные и несрочные, приоритетные и неприоритетные задачи. Задание, которое должно быть готовым на следующий день, имеет приоритет над заданием, которое нужно выполнить к следующему вторнику. Также сначала выполняйте более объёмные задания, а потом уже беритесь за мелкие.

7. Начинайте делать уроки сразу после школы

Если откладывать всё до позднего вечера, может случиться так, что вы будете работать допоздна — а человеку труднее работать быстро, когда он устал. Также не стоит откладывать уроки и на утро — вы либо проспите, либо не успеете выполнить все задания, либо в спешке наделаете ошибок.

8. Делайте перерывы

Вы не справитесь с работой быстрее, если будете сидеть над ней часами без отдыха. Приблизительно каждые 25 минут делайте перерыв на пять минут, чтобы немного походить, размяться и дать мозгу и телу возможность отдохнуть.

9. Не забывайте кушать и пить воду

Во время работы над заданиями перекусывайте лёгкой здоровой пищей и пейте много воды, чтобы активизировать мозг и тело. Газировку и чипсы лучше оставить для встречи с друзьями, а вот зелёный чай, фрукты или злаковые батончики — хороший вариант перекуса во время занятий. Кушайте не за тетрадками и учебниками, а на кухне — так вы точно не испортите свои домашние задания.

10. После того как вы закончите домашнюю работу, займитесь чем-то приятным

Это работает как вознаграждение и мотивация поскорее завершить работу. Запланируйте пойти к другу, поиграть в любимую компьютерную игру, поесть что-нибудь вкусное. Когда вы помните, что после выполнения домашнего задания вас ждёт приятное занятие, это мотивирует работать быстрее и эффективнее.

1. Работайте в удобном местеЧистый стол и мягкий стул — первое, о чём нужно побеспокоиться. Не работайте в кровати — это место вызывает сонливост.

Как быстро и правильно делать домашнее задание

форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.

Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19-20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. — это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.

После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.

Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя — своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3-4 уч. предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.

Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.

Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы.

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель — включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые — добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.

В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.

Характер, объем, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).

В 4-8-х кл. проводится развернутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.

Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.

Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. — органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля — конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.

Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.

При выполнении Д. з. в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.

Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий — необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в ее кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.

Домашние задания — один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку — самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:

1) завышать объем предлагаемой домашней работы;

перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом
развития их самостоятельности);

предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал,
который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосиль-
ным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на
домашнюю работу);

задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
сущности предлагаемых упражнений;

предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
еще ни разу не выполнялись на уроке;

давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;

7) допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива-
ют время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докла-
дов, домашние сочинения и т. д.);

8) увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;

не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их
работоспособности;

отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без ука-
зания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устране-нию перегрузки учащихся во время домашней работы.

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объ-ема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необ-ходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны за-трачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX — XI — до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:

объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);

сложность предлагаемой работы;

степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;

подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

^ Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев — как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ;ученик, ник, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

^ Содержание домашних заданий.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.

Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие

мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников — все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эф-

фективности, каждого из них в данном конкретном случае.

^ Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

^ Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков и умений самостоя-

тельной работы. Учитель, апеллирующий только к памяти учащихся: «прочтите», «повторите», «запомните»,- недостаточно заботится о развитии мышления учеников, об активизации их умственной деятельности на уроке. Упор на запоминание, однообразие заданий притупляют внимание учеников, мешают развитию их познавательной активности, и в результате увеличивается загруженность учащихся во время приготовления домашних заданий.

Организуя домашнюю работу как самостоятельную работу учащихся, учитель дает рекомендации, помогающие детям самостоятельно работать дома. Если при выполнении работы учащимся потребуются дополнительные источники и материалы (словари, «Детская энциклопедия» и др.), то учитель должен конкретно сказать, к каким книгам нужно обратиться и как их использовать.

Вполне самостоятельно и успешно выполнить домашнюю работу учащиеся могут в том случае, если у них сформированы навыки самостоятельной работы; навык правильно распределись время, работать с учебником, словарями, дополнительной литературой, конспектировать, составлять планы заданных параграфов, связно их пересказывать. Такие навыки облегчают работу дома.

К самостоятельной работе учащихся побуждают домашние задания, содержащие в себе элементы новизны, требующие от них творческого подхода, смекалки.

^ Методика задавания домашних заданий.

Традиционной стала ошибка в построении урока, когда домашнее задание учитель дает «под звонок» или после звонка. В таких условиях не может быть в речи о разъяснении рациональных приемов выполнения домашних заданий. Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой по русскому языку, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

Домашнее задание может даваться на разных этапах урока: после объяснения и закрепления нового материала (т. е. в конце урока) и после проверки предыдущего домашнего задания (т. е. в начале урока).

Полезно записать задание на доске, а если есть время, то попросить одного-

двух учащихся повторить его. Этот момент урока правильно организованный учителем, снимет негативные стороны домашней работы и подготовит ученика к успешному выполнению задания в отведенное для этого время.

Хорошо, если учитель умеет учесть и то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник — период включения; вторник, среда — период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни — период спада.

^ Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

Если ученик затрачивает на домашнюю работу больше положенного времени, то можно говорить и о неправильной дозировке домашних заданий, и о недостаточном руководстве домашней работой со стороны учителя, которое не должно ограничиваться требованием обязательной записи в дневниках и на доске. Организация выполнения детьми домашнего задания — одна из повседневных работ учителя. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный подход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школьников, оптимальный вариант домашней работы.

Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся. Одним из способов дифференцирования работы являются задания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух — трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые используются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для всего класса, оно должно быть посильно для каждого ученика). К таким редким заданиям относятся задания аналитико-синтетические (когда требуется логическая переработка изученного материала) или синтетические (построение связного высказывания). На фоне заданий аналитических (работа по образцу) такие домашние задания воспринимаются как новые, нетрадиционные и позволяют учащимся проявлять собственную инициативу. Задания на выбор могут быть

предложены на текстовом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и дает детям возможность попробовать силы в различных видах работ, проявить себя с лучшей стороны. В составлении такого задания есть свои трудности, но там, где ученик делает свободный выбор, домашняя подготовка, как правило, идет успешнее.

Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, формирует привычку выполнять работу в отведенный для этого срок. Научить детей работать и дома сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь дольше положенного, — это очень важно для повышения успеваемости учащихся.

Задания типа сочинения требуют предварительной подготовки к ним (составление плана, чтение художественных текстов на определенную тему, показ примеров составления подобных сочинений и т. п.).

Но и обычное упражнение должно быть предварительно разъяснено. Ученик имеет право задать вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Привычка выяснять то, что затрудняет в работе, свидетельствует о заинтересованном отношении к предмету.

Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятельно, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника и т. п.

Полезно также предусмотреть время для этого, чтобы учащиеся на уроке повторили задание и показали, как они будут его выполнять. Такой работы требуют упражнения на сопоставление грамматических явлений, упражнения с комплексными заданиями, упражнения, в которых нужно не только выполнить работу по образцу, но и уяснить суть модели, упражнения творческого характера и др., в то время как задания к упражнениям на списывание текста со вставкой орфограмм или знаков препинания в таких подробных комментариях не нуждаются.

Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.

Я не касаюсь вопросов проверки домашнего задания, так как это особая методическая проблема, хотя считаю необходимым подчеркнуть, что эффективность выполнения домашней работы связана с тем, как учитель контролирует самостоятельную домашнюю подготовку учащихся.

Выводы по проблеме домашней работы школьников основаны на анализе наблюдений, данных анкетирования учащихся, результатах, отраженных в методических исследованиях, в материалах публикаций в журналах «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Вопросы психологии», «Семья и школа».

Памятка для родителей

Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

На заметку родителям

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями»

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могу участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории всегда пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в этом случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.

Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут спокойно отдохнуть.

Если же они испытывают стресс и дома, когда родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут «повесить шляпу на гвоздь»? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.

Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможности выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.

Ниже приведен список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашних заданий и предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то определенный материал, вам нужно дать знать об этом учителю.

2. Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым, и так далее.

Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность».

Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.

Это – очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы или папы. Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».

Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем.

Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.

Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно, является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом, будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.

Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.

Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.

Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» — все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви.

Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу.

Во-первых, они это воспринимают как свой провал.

Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.

Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе- Прим. переводчика) Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.

Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.

Памятка для учащегося

Как готовить домашние задания

Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

Научись находить интересующую нужную информацию с помощью ком­пьютера.

Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов

(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

– просмотри текст (бегло);

– придумай к нему вопросы;

– пометь карандашом самые важные места;

– перескажи текст (используя ключевые слова);

– просмотри текст повторно.

Родительский лекторий на тему:

«Как правильно выполнять домашние задания»

  1. познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
  2. дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход проведения родительского лектория

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны – воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, выполнять её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе, чтобы малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие – то внешние неудобства не оказались серьёзной помехой.

Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в средней и старшей школе, когда количество заданий возрастёт в несколько раз?

Сегодня мы попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами.

Исследованиями врачей — гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности школьников младших классов. Первый – с 8 до 11 ч утра. В это время, как известно, ребёнок находится в классе. Потом наступает снижение этого показателя. Второй подъём – между 16 и 18 ч, затем, — интенсивный спад. С этим состоянием сталкиваются родители, когда, пытаясь контролировать процесс подготовки домашних заданий, усаживают ребёнка за уроки поздним вечером.

Необходимо знать, что недельный пик работоспособности учащихся младших классов приходится на вторник и среду, самый низкий уровень – на пятницу. Далее, в субботу, начинается постепенное нарастание до вторника. В динамике пиком является октябрь, январь – март – спад, после этого до июня уровень работоспособности нарастает.

А теперь конкретно рассмотрим условия, которые должны создать родители детям в приготовлении уроков.

Прежде всего необходимо выработать у детей привычку неукоснительно и систематически готовить уроки. Что бы ни было: передача по телевидению, день рождения, приезд гостей, визит к врачу, домашнее задание должно быть выполнено, причём выполнено хорошо и полностью. Созданию такой привычки способствует и требовательность родителей, их заинтересованность делами ребёнка в школе и дома, их отношение к выполнению домашнего задания как делу серьёзному и ответственному. Заинтересованность родителей учебными делами детей, внимание к вопросам учения стимулирует формирование у ребят чувства ответственности за результаты учебной деятельности, заставляют детей переживать неудачи в учении. Очень важно проводить с ребятами в семье беседы о производственных делах родителей, которые помогут детям лучше осознать значимость учения. Если обязанность взрослого человека – труд. То обязанности школьника – прилежно учиться в школе, выполнять домашнее задание, поручения по дому.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у неё абажур был зелёного цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение её веса даже на 1г усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастаев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребёнка от 120 до 129см стол должен иметь высоту 59см, при росте от 130 до 139см – 62см, при росте от 140 до 149см – 68см. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27см. расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8 – 9 раз. Соответственно возрастает потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребёнка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Домашние задания должны выполняться в чётко установленное для них время, т.е. в одно и то же время. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Но если ребёнок занят какими — либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

Продолжительность работы ребёнка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • до одного часа — в первом классе;
  • до 1,5 часов – во втором;
  • до 2 часов – в третьем и четвёртом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Следует заметить, что утомление у ребёнка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребёнок выполняет домашние задания.

Для успешного выполнения домашних заданий необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Ещё одно важное условие при подготовке домашних заданий – это необходимость настойчиво приучать ребёнка к самостоятельности. Идеальной является ситуация, при которой родители лишь создают нормальные условия для выполнения домашних заданий и контролируют результаты его работы. Однако следует помнить, что чрезмерное вмешательство взрослых в процесс подготовки ребёнком домашних заданий делает эту работу совершенно бесполезной. Постоянное же дублирование дома работы учителя снижает ответственность ребёнка за своё поведение на уроке.

Не менее вредно отсутствие у взрослых интереса к школьным обязанностям ребёнка. Пока нет опыта самостоятельной работы, любая случайная ошибка может стать причиной серьёзного отставания: ребёнок запутывается в нарастающих сложностях и утрачивает веру в свои силы. Равнодушие близких людей к его жизни вызывает отчуждение, а иногда приводит к стойкой утрате контакта между родителями и детьми.

Рассмотрим наиболее распространенные учебные ситуации, которые вызывают затруднения, и конкретные приёмы преодоления возможных затруднений при подготовке школьником самостоятельных домашних заданий.

Наиболее распространённая трудность приучения младшего школьника к самостоятельной работе – формировать привычку работать не отвлекаясь. Легче всего добиваются успеха в тех семьях, где взрослые сами умеют работать сосредоточенно. Проанализируйте своё собственное поведение и постарайтесь показывать малышу положительный пример.

С какого предмета начинать выполнение домашнего задания? «С математики!» — утверждают одни, «С письменного задания по русскому языку!» — возражают другие. «С чтения!» — доказывают третьи. Кто же прав? Ответ на этот вопрос может дать только семья. Понаблюдайте за ребёнком: какой предмет даётся ему труднее, с того и надо начинать. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. Если работаете с предметом, который легче даётся ребёнку, не отвечайте ни на один его вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», на «восемь». Дойдут до трёх, учите «на шесть» и «на девать».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребёнка находить особенности и закономерности.

Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3кг. И ещё 5 кг слив. Сколько всего кг фруктов привезли. Затем примемся про другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое – то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

Природоведение — не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты.

Если вы не успели приучить к самостоятельности в первом и втором классе, ваш шанс – третий.

Какие ошибки допускают родители, оказывая помощь детям в выполнении домашнего задания?

Иногда родители ссылаются на большую занятость на работе и отсутствие времени для проверки домашнего задания. Некоторые считают, что проверять домашнее задание должен учитель. В действительности дело обстоит так: учитель ставит оценку ученику за выполненное упражнение, выученное стихотворение или правило, т. е. За конечный результат. Вне поля зрения педагога остаются приёмы работы школьника при подготовке этих заданий. Здесь нужна помощь родителей, которые могут проконтролировать процесс выполнения домашнего задания и в случае необходимости оказать помощь детям. Довольно часто родители, вместо того чтобы подсказать ребёнку правильные приёмы подготовки домашнего задания, берут на себя функцию контроля: просят показать выполненное упражнение, рассказать выученное стихотворение, прочитать заданный текст, правило, и т.д.

Многим знакома такая картина: сын небрежно выполнил упражнение, допустил много ошибок. Мама, недовольная работой, сначала долго выговаривала мальчику, упрекала в недобросовестности, невнимательности, а потом заставила переписать упражнение. А вместо этого лучше бы выяснить, как ребёнок понял правило, закрепить его с помощью примеров, а потом уже и требовать выполнения упражнения. Или, например, девочку попросили рассказать заданное стихотворение. Она запиналась, не смогла дочитать до конца, читала невыразительно. Родители отругали девочку вместо того, чтобы понаблюдать, Как она учит стихи. А ведь она, заучивая стихотворение, каждый раз начинала читать его с начала, с первого четверостишия. Вполне возможно, что достаточно было родителям напомнить ей приёмы правильного заучивания стихотворения, и девочка быстро справилась бы с заданием.

Это самые простые примеры. Бывают такие случаи, когда приходится понаблюдать за ребёнком, не раз поговорить с ним, проанализировать ситуацию, посоветоваться с учителем, прежде чем картина прояснится.

Довольно часто встречается и такая ошибка, когда родители подменяют школьника в работе: решают за него задачу «начерно», выполняют упражнение, при этом спрашивают у ребёнка, всё ли ему понятно; показывают ученику допущенные ошибки, называют правильный ответ. Хочет взрослый или не хочет, но в данном случае он толкает школьника на небрежное выполнение домашних заданий: ученик очень скоро поймет, что стараться и думать самому не обязательно, всё равно родители и ошибки найдут, и подскажут, и помогут. Некоторые родители, бабушки и дедушки поступают ещё хуже: они бросают свои дела и садятся «за уроки» вместе с ребёнком. А он, имитируя непонятливость, толкает взрослых на подсказку, попросту вымогает её. Родители не сразу замечают возникновение такой ситуации и сами, потакая детям, решают вместо них примеры, выполняют упражнения, подсказывают последовательность и ход решения задачи, делают необходимые вычисления на черновике. Ребёнку остается просто переписать себе в тетрадь. Он добивается своего с помощью упорного молчания, ответов «наобум», заявляя, что задача непонятна. В этом случае ошибка родителей состоит в том, что, осуществляя контроль за выполнением домашнего задания, они подменяют школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля.

Бывает ещё и так. Родители хвалят ребёнка за работу, им кажется, что упражнение написано лучше, аккуратнее, чем вчера, а учитель снова ставит «3». Если такая «разница» в домашней и школьной оценке возникает часто, это дезориентирует ученика, у него не вырабатывается критерий того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важным моментом является то, когда родители показывают школьнику, что его переживания – это переживания родителей, его радость – их радость. Наказание детей за непонимание задания, неумение выполнить его – плохой помощник в воспитании. Помощь родителей в выполнении детьми домашнего задания должна быть направлена на формирование умения преодолевать трудности. В воспитании у третьеклассников ответственного отношения к выполнению домашних заданий немаловажную роль играет удовлетворение, радость самостоятельно полученных результатов. «Молодец! Сам догадался! Правильно решил! Задача трудная, но ты с ней справился! Я так и знала, что ты сам сможешь выполнить задание! – такой должна быть реакция матери. В данном случае родители поощряют ребёнка, вселяют уверенность в его силы.

В воспитании у учащихся ответственного отношения к выполнению домашних заданий большую роль играет личный пример родителей, жизнь семьи, её атмосфера. Исследованиями доказано, что сознательность родителей, добросовестное, ответственное отношение к своим обязанностям, к работе способствуют воспитанию у детей чувства ответственности и уважения к труду. В задушевном, откровенном разговоре родителей с детьми о своих переживаниях, удачах и недостатках в работе родители силой личного примера могут оказать значительное влияние на воспитание у третьеклассников ответственного отношения к выполнению своих обязанностей. Стало доброй традицией во многих семьях во время вечернего отдыха обсуждать события дня – вместе переживать радости и неудачи в жизни каждого члена семьи. Успехи и неудачи детей обсуждаются с такой же заинтересованностью, как и дела взрослых.

И последнее, у ребёнка выработается или сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если:

  • с самого начала вы дадите ему понять, что его уроки столь важны, сколько и самые серьёзные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • вы в своей семье поддерживаете атмосферу уважения к умственному труду;
  • вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребёнка из школы, не начинайте общение с вопроса об уроках; находите другую форму приветствия;
  • вы не стоите у ребёнка «над душой», пока он не начнет делать уроки, или в самом процессе работы;
  • вы никогда не используете выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • старайтесь не напоминать ребёнку о его многочисленных прошлых промахах и неудачи не пугаете предстоящими трудностями; формируете отношение к трудностям как к чему – то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не злорадствуете по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»);
  • в случае, когда ошибки действительно есть, всё равно не упускайте шанс похвалить ребёнка за затраченные усилия; отмечайте любые, даже незначительные успехи.

Для начала давайте разберемся, какую причину называют противники домашних заданий? Много задают, справиться со всеми заданиями невозможно. Да, такая проблема, действительно, существует: если каждый учитель будет неумеренно задавать домашнее задание, то дети просто перестанут его делать. Так и происходит в старшей школе: выполняют задания единицы, среди них половина «ГДЗ-шники» и те, кто занимается с репетиторами. Вот «некоторые» и решили ввести «инновацию»: отменить домашние задания вовсе, по всем предметам, во всех классах. Вместо того, чтобы сделать задания интересными…

Как задавать домашнее задания? Шесть принципов хорошего домашнего задания

  • Домашнее задание должно быть интересным. Конечно, невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным историям, но избежать явной банальщины и серости учебников просто необходимо.
  • Задания должны затрагивать эмоции учеников. Об эмоциях при составлении домашнего задания обычно не говорят. То, что приятно, тот вопрос, который «раздражает», потому что хочется найти ответ — вот, что будет работать всегда. Дети по природе своей любознательны, ищите такие вопросы, которые будут не давать покоя день, два, неделю, но в итоге ученик узнает ответ сам или на уроке. Такие вопросы не рождаются по заказу тогда, когда вы готовите урок, поэтому заведите тетрадочку, в которой вы будете записывать их, и не скупитесь — дарите эти идеи коллегам на педагогических сайтах, форумах, в личном блоге. Что вам будет интереснее прочитать: новость о повышении зарплаты учителям или о повышении зарплаты полицейским? Уверена, что учителям, потому это тема вам близка, она «ваша». Так и с учениками — старайтесь приблизить задания к вашим ученикам. Например, одна из учительниц географии нашего сайта при объяснении новой темы «Города» ученикам из ближнего зарубежья дает в примеры не Москву и не Владимир, а Баку и Ереван — этим детям не просто приятно услышать родное слово на уроке, они с удовольствием выполняют такие задания.
  • Задания должны быть дозированными. Да, их не должно быть много, и не должно быть мало — вы должны найти свою «золотую середину». Постоянные сложные и объемные задания приведут к тому, что на предмет «забьют», слишком легкие задания станут казаться нормой, и ученики начнут лениться. Чередуйте большие и маленькие задания, давайте детям отдохнуть. В понедельник, день врабатывания и взрослых, и детей, заданий лучше дать меньше, на выходные — творческие задания. Конечно, если у вас всего 1-2 часа в неделю, вам труднее, но уверена, что сможете найти решение.
  • Домашние задания должны быть разноуровневыми. Да, среди ваших учеников есть «середнячки», а есть и увлеченные предметом, и, что греха таить, те, кому ваш предмет не интересен вообще. Проще всего с середнячками. Но как быть с одаренными? Им нужны отдельные задания, дополнительные, специально для них — пусть не каждый урок, но хотя бы иногда, им нужна эта дополнительная пища для ума, они должны знать, что вы их цените и считаете их уровень знаний высоким. Ну и для «лентяев» и просто незаинтересованных — давайте им минимум, то, с чем трудно не справиться, что-то очень легкое, но по теме урока. Кто знает, может быть, ситуация успеха окрылит их, и они полюбят ваш предмет.
  • Домашнее задание должно быть оправданным. Не нужно задавать задание ради задания, поставьте хотя бы небольшую цель для каждого задания и упражнения (как вариант, отработку тех или иных УУД, универсальных учебных действий), а потом сами или вместе с учениками посмотрите результат — достигнута цель или нет, каковы проценты достижения цели. Сообщите об этом ученикам (см. следующий пункт).
  • Ученик должен иметь «обратную связь» . Если связи нет, то есть задания не разбираются и не обсуждаются на уроке, то ученик никогда не узнает, достиг ли он цели, шагнул ли он вперед к новым знаниям. Ученик потратил свое время на задание, найдите и вы несколько минут, чтобы обсудить его работу. Помните: ученику не достаточно простой оценки в тетради, ему нужно слово, устное или письменное, а лучше — индивидуальное, находите возможность лично сказать какие-то слова каждому ученику — хотя бы раз в месяц или в четверть. Чтобы был интересным, подготовьте шаблон в Excel с круговой диаграммой и прямо на уроке попросите детей поднять руки, кто справился с заданием, посчитайте и введите число в таблицу, на доске появится диаграмма, по которой можно понять, как дети справились с заданием. И так для каждого задания. Такой мини-интерактив будет приятным дополнением к уроку, можно делать его время от времени, а можно устраивать соревнования: по рядам (какой ряд лучше справился), по алфавиту (кто лучше справился, у кого фамилия на гласную или на согласную букву). А если у вас есть система интерактивного голосования с пультами, то вообще замечательно — такие срезы можно делать постоянно, по любому вопросу. И не забывайте хвалить учеников: и лично, и класс в целом.

Чеклист хорошего домашнего задания

  • «Интересность»
  • Эмоциональность
  • Дозированность
  • Многоуровневость
  • Оправданность
  • Результативность

После подготовки текста домашнего задания проверьте, все ли принципы соблюдены, можно поставить галочки напротив этих пунктов, можно вычеркнуть. Возможно, какие-то задания стоит переформулировать или заменить на другие. Не бойтесь перемен, сделайте разные задания по одной теме в разных классах одной параллели, а потом проведите свое мини-исследование и «работу над ошибками»: какие задания были легкими / сложными, какие понравились / не понравились и т.п. Можно и диаграммки нарисовать — со временем вы поймете, какие задания более эффективны и какие вам удаются лучше всего. Если ранее вы не использовали эти принципы при подготовке домашнего задания, то начните хотя бы с 1-2 пунктов и посмотрите результат, уверена, что он будет положительным.

А каким, на ваш взгляд, должно быть хорошее домашнее задание? Как составлять домашнее задание? Жду ваши комментарии.