Домашнее задание. 1. Сфотографируйте модель в полный рост с максимальным и минимальным фокусными расстояниями, доступными на Вашем объективе
Скажите, у меня сын записал домашнее задания в дневник и хотел сфотографировать на телефон,
Скажите, пожалуйста, у меня сын записал домашнее задания в дневник и хотел сфотографировать на телефон, его отругали и сказали что нельзя этого делать в школе, вопрос, можно фотографировать в школе на телефон домашнее задания? Спасибо.
Ответы на вопрос:
Законодательством, знаете ли, никак не урегулирован данный вопрос. Видимо, пробел. Обратитесь в Государственную Думу Федерального Собрания с тем, чтобы депутаты вышли с законодательной инициативой о внесении законопроекта о том, что в школе можно фотографировать домашнее задание на телефон,
В законе «Об образовании» запрета по этой ситуации нет. Но важно при этом соблюдать установленные правила — вести дневник и фиксировать домашнее задание в тетради в том числе.
Читайте также:
Похожие вопросы
Должно ли отличатся домашнее задание в эл.
Должно ли отличатся домашнее задание в эл. Дневнике от того что задал учитель. Мы болели и выполняли домашние задания по электронному дневнику, а по факту нам сказали, что задали другое.
Елена, да такое возможно. Несовпадение по домашнему заданию могут быть. Как правило это связано с тем, что существует план преподавания предмета, с определенным количеством часов расписанных на конкретные дни. Этот план утверждается и его необходимо придерживаться при заполнении электронного дневника. Однако, часто бывают обстоятельства, что освоение программы детьми затягивается, либо по объективным причинам не было уроков. Поэтому происходят сдвиги, как в темах так и в домашних заданиях. Но методические рекомендации отделов по образованию, указывают на заполнение ЭД в соответствии с подписанным Планом. Часто такое бывает с иностранным языком, когда 2 группы (сильные и начинающие), но эл. дневник, для этого не приспособлен.
По возможности оцените ответ и оставьте отзыв.
И на кого тогда возлагается этот контроль?
Вот такая проблема назрела: ребёнок, учится в 7 классе, не записывает домашние задания в школе. Часто приходит из школы без записей в дневнике. Соответственно, не могу проконтролировать выполнения домашнего задание. Говорила с педагогами школы и директором, на что был дан ответ: мы не обязаны следить за тем, чтобы ученик сделал запись в дневнике, контроль за записью в дневнике не входит в их обязанности, так как ребенок учится не в начальных классах и следить, что записал ребенок в дневнике у них нет времени». Обзванивать одноклассников, их родителей и классного руководителя ежедневно нет возможности.
Хотелосбь бы получить от вас разьяснения со ссылками на нормативные документы по вопросу:
Обязан ли учитель проконтролировать за учениками в старших классах, чтобы те записали домашнее задание в дневник? (к сожалению, электронные дневники педагоги не ведут) или это не входит в круг его обязанностей? И на кого тогда возлагается этот контроль?
У педагога нет такой обязанности. Нет правового регулирования этого вопроса в ФЗ » Об образовании в РФ» и республиканских законах, а также в коллективном договоре и трудовом договоре. Из личного опыта: мы создали свою группу родителей в Вайбере, куда включили и учителей (конечно с их согласия). Теперь никто из детей не скроет от нас домашнее задание, очень удобно
Домашнее задание. 1. Сфотографируйте модель в полный рост с максимальным и минимальным фокусными расстояниями, доступными на Вашем объективе
1. Сфотографируйте модель в полный рост с максимальным и минимальным фокусными расстояниями, доступными на Вашем объективе. Отметьте точку съёмки, затем измерьте расстояние до снимаемого объекта в метрах. Какова она в обоих случаях? Если Вы пользуетесь дискретным объективом, проведите измерения для него.
2. Задание аналогично 1-ому. Вместо портрета в полный рост, сфотографируйте лицевой портрет. Удалось ли Вам сфокусироваться? В каком случае искажения формы лица менее заметны?
3. Измерьте минимальную дистанцию фокусировки своего объектива.
Ключевые вопросы
1. Какие возможности предлагают объективы с большим фокусным расстоянием? маленьким
2. Сможете ли Вы с помощью объектива с фокусным расстоянием равным 200 мм сфотографировать интерьер комнаты или модель в полный рост в студии площадью кв
3. Какой объектив Вы выберите для съёмки репортажа в кафе с тусклым освещением: светосильный с фиксированным фокусным расстоянием или вариофокальный объектив с постоянной светосилой? Почему?
4. Почему для всех видов съёмки сложно обойтись одним объективом?
5. Можно ли сфотографировать пейзаж с объективом с фокусным расстоянием равным 85 мм, 200 мм?
6. Приведите примеры съёмочных ситуаций, в которых может понадобиться объектив с фокусным расстоянием равным 400 мм.
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.
Оборудование: — Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.
— расширить знания о творчестве А.Ахматовой, показать богатый духовный мир поэтессы, показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве;
— развивать навыки анализа стихотворений, речи;
— воспитывать чувства эстетического наслаждения от чтения и осмысления лирики, интерес к искусству слова.
Материалы урока:
Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.
В 1921 году Блок написал об акмеистах статью “Без божества, без вдохновенья”. Настоящим исключением” среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было “и божество, и вдохновенье”.
«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)
Из Большого энциклопедического словаря: «по начальному слову латинского текста «Requiem aetemam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса», «католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение. В своих записных книжках Ахматова называет поэму no-латыни — «Requiem»
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Л. Чуковская, близкая подруга поэта в 1930-40-е годы, писала: «Это был ритуал: руки, спичка, пепельница». «Реквием» знали наизусть еще одиннадцать человек, но ни один не предал Ахматову – писать, читать и даже слушать поэму о «страшных годах ежовщины» было опасным занятием. Именно об этом и говорил О. Мандельштам: «Только у нас в стране уважают поэзию – за нее убивают». В 1960-е годы «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.).
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на семьдесят лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка, — в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.
Поэма обладает гораздо большей спаянностью частей, нежели обычный стихотворный цикл. Как правило, в цикл объединяется ряд стихов с общей темой, мотивом, даже жанровой спецификой (цикл сонетов), «Реквием» же при том, что разные его части создавались в разное время, обладает между тем высочайшей степенью единства: прежде всего это относится к образу лирической героини, а также к мотивно-образной структуре, проблематике, лирическому сюжету, обрамленному эпиграфом, предисловием, посвящением, вступлением и эпилогом.
Голос поэта.
Гневный голос поэта — страдающего гражданина своей страны — слышится в шести главах поэмы (плюс эпиграф). Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей позиции, о своей главной роли в жизни — роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где это «там»— в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» — это значит вместе, в широком смысле слова. Она не говорит «была на родине», просто не может выговорить в этом контексте, поэтому использует свой любимый прием — создание образа через отрицание: «не под чуждым небосводом».
И сразу же после эпиграфа мы слышим голос поэта в прозаическом отрывке «Вместо предисловия» и в «Посвящении» — очень важных для понимания поэмы. «Вместо предисловия» — это завещание ей, поэту, наказ «это. описать». Завещание, потому что все стоящие в этой очереди, — отверженные, «прокажённые», хуже мертвецов («мёртвых бездыханней»), «живут» в своём мире страха и нищеты. И это народ, а поэт — его часть и поэтому разделяет с ним его гибельную судьбу. Где-то «вдали» «для кого-то веет ветер свежий, II Для кого-то нежится закат» (на другой планете? в другой Галактике? или в другой части света?). Ахматова не знает, где и кто живёт иначе. Или не смеет сказать? Или это неважно, ибо поэма не о счастливых, а о тех, перед чьим «горем гнутся горы, II Не течёт великая река».
Вновь голос поэта становится слышным в третьей и четвертой главах. Только поэт может так почувствовать и так сказать «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла». Есть ли путь к забвению, если знаешь, что уход в смерть, в безумие — не для тебя. Ты осуждён нести свой крест. Кем? Людьми? Судьбой? Богом? Не спасёт ничто: ни «новогодний лёд», ни «тюремный тополь». Природа, помогавшая раньше, покинула, как и люди: «Ото всех уже отделена».
Поэтическая партия вновь звучит в десятой главе и первой части «Эпилога». Продолжается монолог «мертвеца», ищущего свою ещё живую душу в разговоре с Богом. Десятая глава — поэтическая метафора, с помощью которой поэт может, увидев как бы со стороны, передать всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса (и своего сына), но не слышит голоса Матери. Нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Если продолжить, расшифровать поэтическую параллель: Иисус, Богоматерь — сын, которого «уводили на рассвете», мать, кричащая «семнадцать месяцев», то возникает вопрос: если Иисус погиб ради людей, ради спасения их душ, искупив все грехи мира, то ради чего погибает сын, чьи грехи, не палачей ли своих, он должен искупить? Ответа нет, так как туда, «где молча Мать стояла, II Так никто взглянуть и не посмел». В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают, и если Иисусу — смерть, ей — страдания: старость, страх, молитва. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли как бы сближается с ней. И нет спасения. Постепенно к «Эпилогу», его первой части, голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераздельно. Здесь «раскол на страдающего и пишущего» сменяется вновь удвоенным осознанием невозможности что-либо изменить, удвоенным чувством вины и безнадёжности.
Голос матери.
Голос матери мы слышим в семи главах. Во всех главах (они идут почти подряд: первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая и девятая) голос матери — монотонный, как молитва, — едва слышен. Это рассказ о происшедшем, о своей судьбе и судьбе сына. Очень личный. Это по жанру— не то молитва, не то причитание. Последнее подтверждает историческая аналогия: «Буду я, как стрелецкие жёнки, Под кремлёвскими башнями выть». Во все времена судьба сыновей и мужей — погибать, матерей — их оплакивать. Очень личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей — в пространстве России и во времени (беспредельном — и в прошлом, и в будущем). Во второй главе много повторов слов («тихо»— «тихий», «жёлтый месяц» — «жёлтый месяц», «входит» — «входит», «эта женщина» — «эта женщина»). Неотвязная мысль, сводящая с ума «тень», а не человека, женщину, которая больше не может страдать и, в поисках спасения, видит себя отстранение) глазами «месяца» — как бы из другого мира, вдруг сменяется трезвым осознанием невозвратности происходящего. Осознан приговор судьбы: «Муж в могиле, сын в тюрьме». Впереди только безумие и смерть — как высшее счастье и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же итог («тихий Дон», «жёлтый месяц», «огромная звезда», «ночи белые», «шелест лета»).
Но смерть не приходит. И «каменное слово» приговора падает «на. ещё живую грудь». Теперь мать молится не Богу, но смерти, так как не может «снова научиться жить». Каждая из глав бесконечного горестного монолога матери, каждое слово которого выстрадано, за каждое слово которого заплачено не слезами, но жизнью, но безумием, но невыносимыми страданиями, всё более трагична: невыносимее всего лаконизм последней, самой страшной — девятой главы. Смерть не приходит. Память жива. Значит, только безумие может спасти, но лишь отняв всё, что осталось, — память. Главный враг — память. «Надо память до конца убить», окаменеть, чтобы не помнить сына «окаменелое страданье». Выхода нет. В этих главах поэт и историк не приходят на помощь матери. Она страдает одна.
Голос историка.
Начиная с эпиграфа, во многих главах по крупицам растворены исторические факты. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» — в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах — во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».
Эпоха, в которую суждено было страдать народу, описана достаточно образно и зримо. И очень жёстко: «. безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных марусь». Кто жертва?
Весь народ, «осуждённых полки», вся Русь. Кто палач? Он только однажды назван: «Кидалась в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь — «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно, кто он — Хозяин этой безумной страны. Последняя глава— самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах — это мужья и сыновья; другая половина — в тюремных очередях, это матери и жёны. Все слова бедны для описания историй их жизни, а души их заполнены единым страданием. Матери, жёны, поэтессы, историки — все они в этой очереди. Вся Россия. Где же подручные палача? Они не заслужили слов. Но не заслужили и забвения.
В последней главе голоса поэта и историка подавляет мощный хор женского не крика, не плача — воя. С ним слит и голос матери. Но они (поэт и историк) не должны перестать слышать этот крик. К сожалению, нельзя свершить возмездие: как наказать историю, судьбу, жизнь? Как наказать палача? Став палачом? И поэтому нужно призвать Память на помощь. Память, голос поэта, не позволяющий забыть ни крупицы.
Последняя глава как памятник, только без имён («отняли список, и негде узнать»). Он не даёт надежды и не обещает перемен. Он только напоминает о жертвах и о содеянном.
Поэма «Реквием» стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам Родины, родной земли, отчего дома. Стихотворение «Мне голос был…» (1917) выражает творческую позицию поэта в «годину горя», а «Лотова жена» (1922-1924) с помощью библейских образов рассказывает о боли женщины, уходящей из родного дома. В «Реквиеме» находят отражение мотивы этих стихотворений, только теперь они звучат торжественно и возвышенно, с «высокой скорбью». Эта одухотворенность позволяет причислить «Реквием» к лучшим поэмам XX века.
Поэма «Реквием» состоит из отдельных стихотворений разных годов. Звучание ее траурное, скорбное, оно оправдывает название поэмы. Она написала поэму о жизни и судьбе человека, о том, что переживает его душа в нашем суматошном бренном мире, о жизненных утратах, о муке и счастье бытия.
Закончить хочется словами А.А.Ахматовой: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Домашнее задание:
1.Прочитать поэму А.А.Ахматовой «Реквием».
2.Написать сочинение-эссе на одну из предложенных тем: «Тема любви и страдания в лирике А.А. Ахматовой», «Исторические мотивы в лирике А.А. Ахматовой», «Жанровокомпозиционное своеобразие и образное звучание поэмы «Реквием».
(сочинение-эссе – это короткое сочинение на половину странички!)
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.
Тема: «Роман «Доктор Живаго»: история создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго»
Оборудование: — Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.
Цели урока:
— дать представление о мировоззрении Б.Л.Пастернака, отраженном в романе «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, природа, показав их гуманизм и ценность ;
— развитие умение ведения дискуссии, способность выражать собственное мнение;
— воспитывать интерес к литературе через пример классического текста.
Материалы урока
Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать еще зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Уже после Великой Отечественной войны появилась надежда на ослабление гнета власти, на возможность свободно выражать свои мысли. Осенью 1946 года Пастернак писал о том, что хочет дать «исторический образ России за последнее сорокапятилетие», что эта вещь будет выражением его «взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
Судьба этого произведения драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней. Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведен на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза советских писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, настойчиво вытесняли из страны, заставили отказаться от Нобелевской премии. Все это подорвало здоровье писателя, который считал невозможным покинуть Россию, с которой связан «рождением, жизнью, работой». «Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее» — писал он.
30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания. Что же в романе вызвало такую реакцию властей?
Внешнее повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы соцреализма, предполагающего «активную жизненную позицию».
Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения. Живаго врач, он ставит диагноз, но не вмешивается активно в ход вещей, доверяя жизни самой расставить все по местам. Своеобразный фатализм, присущий Живаго, не отменяет его убеждения в необходимости нравственного выбора, в котором и проявляется свобода человека.
Пастернак несколько раз менял варианты названия романа: «Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки». Последнее название раскрывает один из аспектов авторского замысла. С самого начала романа действуют мальчики — Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов и девочки — Надя, Тоня. Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» это Лариса Гишар («Лара была самым чистым существом на свете», — говорит о ней автор). Тема подросткового восприятия жизни, чуткого, наивного, максималистского, уже была тонко разработана Пастернаком в повести «Детство Люверс».
Подростковое восприятие сохраняется у повзрослевших героев Пастернака. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом, И некому за нами подглядывать. Свобода!» (часть пятая, глава 8). Происходящее в годы гражданской войны Стрельников считает: «военною игрою, а не делом».
Но жизнь оказывается не игрой, а суровой реальностью, оборачивается взаправдашней гибелью людей, которые думали, что могут управлять жизнью, переделывать ее по своему усмотрению.
Настоящая, реальная жизнь требует постоянной, каждодневной работы, полна мелких, незначительных, на первый взгляд, забот: надо растить детей, добывать средства к существованию, заниматься хозяйственными хлопотами.
Собственно историческим событиям в романе уделяется мало внимания. Скорее, они проявляются косвенно — преломляются в восприятии героя, Юрия Живаго, в частной жизни обычных людей. Обыденное существование человека приобретает высокий смысл, ведь жизнь каждого человека и состоит из «мелочей». Таким образом исторические события показаны не объективно, а субъективно, и это субъективное восприятие отдельного человека, его внутренний мир, по Пастернаку, и есть важнейшее событие. Духовный мир человека приравнивается к миру внешнему.
— Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?
(Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Его восхищает «великолепная хирургия» революции, она представляется ему выражением самой жизни, ее непредсказуемости, стихийности.
Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первыми революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Насильно сделать людей счастливыми нельзя, единого рецепта для всех не существует. Такое вмешательство в человеческую природу, стремление перекроить жизнь по своему разумению, изменить насильственно ход истории искусственно, нелепо и преступно. Историю никто не делает, ее не видно, как нельзя увидать, как трава растет».
Человек участвует в истории помимо своего желания, и самое мудрое в этом случае — подчиниться действию этих сил. Но подчиниться не значит для Пастернака потерять ощущение ценности человеческой жизни, человеческой личности. Единство мира, человека и вселенной — основа, мироощущения Пастернака. По словам Юрия Живого, «все время одна и та же необъятно тождественная жизнь наполняет вселенную и ежечасно обновляется в неисчислимых сочетаниях и превращениях». Так утверждается в романе гуманистическое представление о жизни как торжестве вечного духа живого недаром автор наделил главного героя фамилией Живаго.)
— Что происходит с Живаго после возвращения из партизанского отряда?
(В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд, после войны возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Творческая его жизнь идет своим чередом, а внешняя, «общественная», — невозможна для него. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Таким образом подчеркивается искусственность, противоестественность насаждаемого образа жизни, противоречащего духовной жизни мыслящего, творческого человека.)
— Что в романе противопоставлено искусственному, надуманному?
(Исторические события у Пастернака часто показываются через явления природы. Ощущение приближения «исторического вихря», восприятие революции как стихии говорит о том, что Пастернак понимал все явления жизни как разные ее воплощения, проявления ее природной, естественной сущности. Природа, естественность и противопоставляются искусственности, тщетности попыток человека воздействовать на жизнь, на природу, заставить ее существовать по надуманным законам, по воле «новых людей».)
— Какую роль играет пейзаж в романе? В чем особенность описаний природы?
(Описания природы, рассыпанные по многим страницам романа, необычайно поэтичны. Пейзажи в романе одухотворены, полны жизнью, полны удивления перед ее чудом. Природа отвечает тончайшим душевным движениям человека, точнее, человек и природа слиты воедино.)
— Найдите описания природы в тексте романа и дайте к ним свой комментарий.
(Например: Живописная игра красок, теней, света обостряет горе Юрия Андреевича, когда он мысленно прощается с Ларой, своей любовью (часть 14, глава 13): «темно-пунцовое солнце», «синяя линия сугробов», «ананасная сладость» солнца на снегу, «багрово-бронзовые пятна зари», пепельная мягкость пространств быстро погружалась в сиреневые су- мерки, все более лиловевшие. С их серою дымкой сливалась кружевная, рукописная тонкость берез на дороге, нежно нарисованных по бледно-розовому, точно вдруг обмелевшему небу».
Отметим живописность, поэтичность, зримость образов, близость к стихотворениям в прозе, изобразительно-выразительные средства.)
— Каковы, с точки зрения Пастернака, отношения человека и природы?
(Человек и его вторжение в природу не мешают ей: «рощу прорезали две дороги, железная и проселочная, и она одинаково завешивала обе своими разлетающимися, книзу клонящимися ветвями, как концами широких, до полу ниспадающих рукавов» (книга вторая, часть 8, глава 7). Природа предстает не бессмысленной стихией, а одухотворенной основой жизни. В ней «сосредоточены, может быть, тайны превращения и загадки жизни, над которыми мы бьемся». Природа «не отчуждает человека от себя, а наоборот, вступает в таинственную связь с человеческой душой, обнимает ее собою, избавляет от тоски одинокости, воссоединяет с бытием» (Н. Л. Лейдерман).
Гармония человека и природы Урала, защитницы, спасительницы, укрывшей семью Живаго «в глуши, в неизвестности», «медвежьем углу», «жизнь Робинзона» разрушается вторжением жестокой силы гражданской войны. Варыкинский мир, в котором Юрий Андреевич чувствовал себя счастливым («Как часто летом хотелось сказать вместе с Тютчевым: «Какое лето, что за лето! Ведь это, право, волшебство»), резко диссонирует с трагедией, которую переживает доктор Живаго и близкие ему люди. И поэтому в споре об истории, который идет на страницах романа, о том, возможна ли переделка мира даже в самых благих целях, образ живой природы выступает опровержением искусственных схем и проектов.)
Домашнее задание:
1. Найти в романе «Доктор Живаго» христианские образы, символы, христианскую лексику.
2. Выполнить Тест по лирике Б. Пастернака:
1. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?
а) Ленинской премии в области литературы б) международной премии «Этна Таормина» в) Нобелевской премии
2. Какие мотивы преобладали в лирике Б. Л. Пастернака?
а) любовная лирика в) гражданственная лирика б) христианские мотивы г) тема поэта и поэзии
3. В чем заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»?
а) философичность б) специфика понимания образа креста в) использование символики г) использование рефрена
4. По словам литературоведа В. Альфонсова, «поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств». Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
5. Назовите черты, отличающие лирику Б. Л. Пастернака от поэзии его современников.
а) пафосность, гражданственность б) публицистичность, идеологическая направленность в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления
6. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении?
а) тема любви и страсти в) мотивы творчества б) урбанистические мотивы г) мотив природы
7. Восстановите пропущенные слова в строчках Пастернака:
а) В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
…………………………?
б) И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи ………………….
в) Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат ………………
г) Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну, —
Ты — ………………….
У вечности в плену!
8. Анна Ахматова сказала о Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством». Как вы понимаете это высказывание?
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.
Приложение к уроку
(для любознательных)
Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 132 ; Мы поможем в написании вашей работы!