Домашнее задание в начальной школе

Финансовая грамотность населения

—>Сайт МО Естественных наук Школы №46 —>

На 5.05. 11А и 11Б кл. сам. раб. по теме Происхождение жизни на Земле. Стр. 185-215. Презентация в каталоге файлов.

Категория: 11 класс | Просмотров: 6429 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 06.05.2014 | Комментарии (0)

На 5.05. 7А и 7В кл. Сам. раб. по теме Земноводные.Уч-к. Стр. 189-199.

7Б кл. Пресмыкающиеся. Уч-к. Стр.200-205. Презентация в каталоге файлов.

Категория: 7 класс | Просмотров: 4199 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 05.05.2014 | Комментарии (0)

На 30.04. 2014г. 7Б класс.

Подготовиться к сам. раб. по теме: «Земноводные». Использовать конспект по теме, учебник стр.189-198.

Категория: 7 класс | Просмотров: 883 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 29.04.2014 | Комментарии (0)

На 30.04.2014г. 9А и 9Б классы. Подготовиться к сам. раб. по теме: «Закономерности изменчивости» (Наследственная (генотипическая) изменчивость, фенотипическая изменчивость).

Материал смотреть: рабочая тетрадь по биологии, учебник стр. 196-203, либо в презентациях на сайте в разделе каталог файлов (выложены 2 презентации: наследственная изменчивость и фенотипическая изменчивость).

Обратить особое внимание на характеристику мутаций и модификаций.

Категория: 9 класс | Просмотров: 640 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 29.04.2014 | Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ. К пятнице 25.04 все классы. Сдать Обязательно все задания Бойцовой Светлане Ивановне. Все ваши работы будут проверены мной и оценки выставлены в журнал. Наталья Олеговна.

Категория: 6 класс | Просмотров: 559 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 22.04.2014 | Комментарии (0)

11А и 11Б кл . Подготовиться к сам.раб. по теме: «Происхождение жизни на Земле».

Конспект темы: «Происхождение человека. Человеческие расы.»

Учебник стр.216-241. Презентации в каталоге файлов.Стр. 51-60. «Стадии эволюции человека. Эволюция человека».

Категория: 11 класс | Просмотров: 595 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)

10 кл. Подготовиться к сам. раб. по решению генетических задач на дигибридное скрещивание + теория по генетики.

Тренировочные задачи: Решить в рабочей тетр.

1.У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку.

2.Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Категория: 10 класс | Просмотров: 633 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)

9А кл.(пункт 1 и 2), 9Б кл (только пункт 2, кто был на уроке)

Подготовиться к сам.раб . по теме:»Мутации. Модификации» для 9А и 9Б кл.

Рабочая тетрадь. Конспекты:

1.Центры многообразия культурных растений. Учебник стр. 204-206. Презентация в каталоге файлов стр. 61-70.

2.Методы селекции растений и животных. Учебник стр. 207-211. Презентация в каталоге файлов Стр. 61-70.

Категория: 9 класс | Просмотров: 564 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)

8А, 8Б кл . Подготовиться к сам. раб. по теме «Витамины. Обмен веществ». Учебник стр.187-198.

Проработать ответы на вопросы по каждому варианту.

1 вариант – белки

2 вариант – жиры

3 вариант – углеводы

Ответить на вопросы:

1.В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление?

2.Под действием какого фермента?

3.Какие вещества при этом образуются?

4.Где вещества откладываются в запас и в виде чего?

5.Какие вещества выводятся из организма, после расщепления?

6.Сколько энергии организм получает при расщеплении 1г вещества?

Новая тема «»Выделение» Конспект в рабочей тетраде. Учебник стр. 199-204.

Категория: 8 класс | Просмотров: 513 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)

7А,7Б,7В классы. Тема Многообразие Земноводных. (Презентация в каталоге файлов).

Задание: конспект учебник стр.189-198. (строение земноводных) в рабочей тетраде.

Письменно ответить на вопросы:

1.В чем сходство земноводных и рыб?

2.Чем головастики отличаются от взрослой особи?

Подготовиться к сам. раб. по теме «Земноводные животные»

Категория: 7 класс | Просмотров: 509 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)

Домашнее задание в начальной школе

Выполнение домашнего задания учащимися способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний. Организация домашней работы школьников имеет свои особенности, учет которых принесет пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю

Индивидуализация домашней учебной работы младших школьников

Домашняя учебная работа учащихся — это форма организации само­стоятельного, без непосредственного руководства учителя, хотя и по его заданиям, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней работы в процессе обучения определяется ее функциями. Усвоение знаний, умений и навыков не огра­ничивается первоначальным восприятием и осмысливанием материала, требует его закрепления и повторения. Домашняя работа учащихся пред­полагает вторичное осмысление изученного на уроке учебного материала, доведение его понимания до уровня пересказа, письменного оформления и обобщения, а первоначальных умений и навыков — до необходимого со­вершенства и прочности. Домашняя работа способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний, прояснению тех вопро­сов, которые были лишь затронуты.

Домашняя работа приучает детей добросовестно относиться к своим обя­занностям, воспитывает в них трудолюбие, ответственность, самостоятель­ность, умение контролировать себя, преодолевать трудности, готовит к само­образованию и формирует первоначальные навыки организации труда.

Требования к организации домашней учебной работы:

Педагогической наукой и практикой установлены определенные требо­вания к организации домашней работы учащихся. Прежде всего, домаш­няя работа не должна подменять урок — основную форму организации обучения, она вытекает из него и обслуживает его потребности. Это вызва­но системностью обучения, что предполагает тесную взаимосвязь не толь­ко учебного материала, но и всех звеньев учебного процесса. Домашняя работа тесно связана, с одной стороны, с уже изученным учебным мате­риалом, а с другой стороны, с материалом, подлежащим изучению. Она способствует закреплению изученного и одновременно подготавливает детей к освоению нового.

В связи с этим характер и объем домашней работы определяются ха­рактером и объемом работы, выполненной на конкретном уроке и запла­нированной на следующие занятия. Кроме того, объем домашней работы регулируется нормами времени на ее выполнение (1-й класс — без домаш­него задания; 2-й класс — до 1,5 ч; 3-4-е классы — до 2 ч).

Систематичность домашней работы обязательна. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном до­машнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом каж­дый день. Бытующие в некоторых школах выражения «Вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому домашнего задания не будет» наносят боль­шой воспитательный вред, приучая ребенка видеть в домашней работе не радость познания, интереса, учения, а наказание за недостаточно качест­венный труд на уроке.

Домашняя работа должна быть посильной. По степени трудности она не должна превышать работу, выполненную на уроке.

Домашнее задание должно быть логически подготовлено ходом урока. Успех его напрямую зависит оттого, насколько учитель вооружил ребенка приемами выполнения домашней работы. Ученикам начальных к лассов необходим подробный инструктаж, который включает в себя следующее: какое правило надо повторить для выполнения домашней работы, прием использования правила в практической деятельности; как и что записы­вать, а что повторять устно; как проверить правильность выполненного; подробный разбор задания; образец выполнения на одном предложении, примере.

Контроль домашней работы необходим по двум причинам. Во-первых, ученик начальных классов нуждается в систематическом контроле, т. к. чувства ответственности, обязательности, долга у него еще только фор­мируются. Во-вторых, систематический контроль позволяет учителю следить за продвижением каждого ученика в обучении, воспитании, развитии и свое­временно его корректировать. Необходимо при контроле использовать уст­ную и письменную формы, а также взаимоконтроль и самоконтроль.

Поощрение ученика необходимо связывать с его старанием, прилежа­нием и индивидуальными успехами: очень важно, чтобы ученик знал, что учитель видит малейший успех, движение вперед и вверх, радуется успеху и дорожит им. Очевидно, правы учителя, которые не спешат ставить ре­бенку неудовлетворительные оценки, а терпеливо дожидаются возможно­сти положительно оценить работу ребенка.

В целом система домашних заданий должна строиться так, чтобы каж­дое задание (группа заданий) формировало или закрепляло, углубляло оп­ределенное конкретное умение. А сочетание продуктивных, конструктив­ных и творческих видов заданий обеспечивает всестороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.

Домашние задания желательно выполнять в одно и то же время, т. к. это содействует быстрому включению в урок, сосредоточению внимания. Для того чтобы учащиеся придерживались перечисленных правил, нужны тре­нировка для выработки навыков и укрепления воли и систематический контроль учителя. Опытные учителя не только разъясняют роль домашней работы в овладении знаниями, но и дают образец, показывают, как пра­вильно готовить домашние задания. Это своеобразные практические заня­тия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Вначале учитель напоминает правила, ученики их повторяют, затем приступают к работе, руководствуясь этими правилами. Учитель контролирует не толь­ко результаты, а сам процесс. В дальнейшем контроль могут осуществлять и сами дети. Третьеклассники могут контролировать друг друга, а также следить за процессом выполнения домашних заданий учениками 1-го и 2-го классов.

Индивидуальный подход в организации домашней работы:

« Некоторые учителя стремятся решать эту задачу увеличением числа упражнений без по­лучения от каждого из упражнений максимальной обра­зовательной задачи. Методическое мастерство состо­ит в том, чтобы на одном-двух упражнениях показать ученикам общий подход к решению задач данного типа, научить их своеобразному алгоритму решения всех других задач аналогичного характера. Чем скорее научат­ся учителя от одного и того же упражнения, от решения одной задачи получать максимальную отдачу, тем бы­стрее они овладеют и умением отбирать минимальное необходимое число упражнений для уроков и домашних занятий. А это будет серьезно способствовать устра­нению перегрузки учеников при одновременном повыше­нии качества их обучения».

Ю.К. Бабанский

Индивидуальный подход в организации домашней работы является од­ним из важнейших факторов, обеспечивающих успешность процесса обу­чения.

Индивидуальный подход к детям при организации домашней учебной деятельности реализуется через задания разного объема, разной трудно­сти, разной степени оказания помощи, опосредованной инструкциями, карточками. При этом можно учитывать и особенности, свойственные де­тям различных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а также продвижение ре­бенка в овладении программным материалом.

Предлагая ученику задания, которые отли­чаются от заданий других детей, учителю важно подчеркнуть не отрицательные черты и недос­татки, а положительные, найти такие слова, ко­торые не обидят ребенка, не выделят его из коллектива отрицательно. К примеру, индиви­дуальные задания опытные учителя поясняют так: ‘Ты интересуешься этим. » ‘Ты любишь такие задачи. «, «Я уверена, что ты справишься с таким заданием». Тактичность не исключает пояснений причин: пропуск учеником уроков, трудный материал, необходимость повторить, т. к. ранее были сложности.

Практика убедительно доказывает, что у пе­дагогов, считающих индивидуальный подход к ребенку органической частью учебного про­цесса, не возникает никаких трудностей в рабо­те. В этих случаях отпадает необходимость каких-либо разъяснений по поводу дифферен­циации домашних заданий: ученики привыка­ют к такому порядку, он не вызывает никаких вопросов, так же, как не воз­никают они на контрольных работах, когда учащиеся выполняют разные варианты.

Домашняя работа выполняется каждым ребенком индивидуально, по­этому необходимо учитывать психофизиологические особенности учащих­ся: характер восприятия и памяти, уровень обобщений, планирования, строй мыслительной деятельности (образный, понятийный), соотношение процессов возбуждения и торможения; наконец, наличие или отсутствие и характер помощи ребенку в семье при выполнении им домашней работы.

Организация домашней работы с учетом психофи­зиологических особенностей детей:

При организации домашней учебной работы детей условной груп­пы А — преобладание процессов торможения над процессом возбуждения (медлительные, неторопливые дети, речь натянута, темп работы медлен­ный) — целесообразно предусматривать задания, направленные на разви­тие речи (заучивание наизусть текста и использование при ответах, под­бор примеров из книг по чтению, из произведений для внеклассного чтения, выписывание образных выражений, выразительное чтение и т. п.).

Чтобы приучить ребенка работать в заданном темпе, полезно включать задания типа «прочитай», «перескажи» в определенное время — здесь нужна помощь старших. Для того чтобы школьники этой группы прочно освоили учебный материал, им нужны неоднократные повторения изученного. Воз­можно, задания так называемого опережающего характера — прочитать дома статью, с которой будем знакомиться завтра; по памятке заранее на­блюдать те явления в природе, о которых речь пойдет на следующем уро­ке. Желательно также включение заданий с использованием плана, это по­зволит преодолеть имеющуюся у школьников односторонность, бедность восприятия. Для преодоления медлительности, неповоротливости можно предлагать физические упражнения: прыжки, кувырки, игры с мячом и ска­калкой.

При организации домашней учебной работы детей условной груп­пы Б — преобладание нервных процессов возбуждения над торможением (живые, торопливые, нетерпеливые дети с громкой, эмоциональной, но бедной по словарю речью, со слабой памятью) — оправдывают себя зада­ния небольшие по объему, чтобы ребенок «видел» конец работы, разнооб­разные по содержанию, направленные на развитие памяти и речи, в пер­вую очередь воспроизводящие неоднократно ранее изученное. Таким детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычле­нения частей, признаков предмета, работы с использованием памяток, предписаний.

Для выработки внимания полезны упражнения на списывание, письмо по памяти, на заучивание; хорошие результаты дают задания на прослуши­вание радиопередачи с последующим пересказом учителю, товарищам, родителям. Для выработки усидчивости желательны задания на изготовле­ние каких-либо несложных изделий, например дидактического материала: кружков, треугольников, полосок, окрашенных в разные цвета и разло­женных по конвертам.

Домашняя работа для наиболее многочисленной группы учащихся — группы В — с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения (полное разностороннее восприятие признаков и частей объекта, речь детей нетороплива, выразительна, содержательна) — состоит в первую очередь из заданий учебника — они ориентированы именно на эту группу детей. Для них полезны задания, развивающие и углубляющие склонности и интересы ребенка, задания творческого характера.

Для всех детей, независимо от их принадлежности к той или иной пси­хофизиологической группе, в домашнюю учебную работу необходимо включать задания, корректирующие возникшие по тем или иным причи­нам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Это мо­гут быть упражнения на определенное правило, заучивание словарных слов, решение задач и примеров того или иного типа.

Во всех случаях в домашние задания полезно включать работу над ошибками, допущенными в классе или при выполнении предшествовав­шей классной работы. Желательно при составлении заданий корректи­рующего характера учитывать причины возникновения ошибок учащего­ся: невыученное правило, неумение применять правило в практической деятельности, неразличение, смешение каких-либо явлений, слабое вла­дение способом действия и т. д. Подобный подход оправдывает себя, т. к. позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных.

Таковы общие требования к реализации индивидуального подхода к домашней учебной работе учащихся младшего школьного возраста.

Дифференциация домашних заданий:

При продумывании индивидуальных домашних заданий необходимо учитывать их направленность: они могут быть планомерными, нацелен­ными на постепенную ликвидацию пробелов в занятиях или на перспек­тиву развития познавательной самостоятельности и активности учащих­ся, и ситуационными, цель которых — устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках по мере их выявления. Исследования показали, что планомерные дифференцированные задания более эффективны, т. к. по­зволяют прогнозировать формы дифференциации и имеют наибольшую направленность на развитие способностей и учебных интересов школь­ников.

Естественно, что сочетание планомерной (перспективной) и ситуацион­ной индивидуализации повышает эффективность домашней работы уча­щихся.

В практике наиболее часто встречается дифференциация домашних за­даний на общую (для всех учащихся) и дифференцированную (для разных групп или учеников) части. Общая часть является основной, обязательной для всех без исключения детей. Вторая часть может включать в себя два или три варианта, отличающиеся друг от друга объемом, степенью слож­ности, степенью методической помощи. Основная часть по содержанию — продолжение урока, этапов ознакомления с новым материалом и первич­ного закрепления, имеющая целью закрепить новое, поупражняться в его применении. Вторая часть — дифференцированная — планируется с учетом индивидуальных особенностей, интересов ребенка, степени овладения им программными знаниями, умениями, навыками. Приведем конкретные примеры дифференциации.

Общее задание: составить предложения на заданную тему. Диффе­ренцированная часть: а) дописать предложения; б) ответить на вопросы; в) выписать предложения из указанного отрывка.

При работе над словарными словами. Общее задание: выучить сло­варные слова, уметь их написать. Дифференцированная часть: а) списать из учебника словарные слова на определенную тему; б) под­писать картинки; в) вспомнить и записать словарные слова по теме.

Точно так же дифференцируется домашнее задание по чтению. Учиты­вая сформированность навыка чтения, умения отвечать на вопросы, пере­сказывать, принимая во внимание характер и развитость памяти, можно общее задание «читать текст» дополнять дифференцированными.

Целесообразно каждое задание по пересказу или заучиванию наизусть дополнять заданиями «пересказать по плану», «пересказать, используя опорные слова»; выучить понравившиеся описания, эпитеты, синонимы; читать текст. Последнее задание необходимо для формирования у каждо­го, без исключения, ребенка запланированного уровня навыка чтения. Подбирая индивидуальные задания, полезно чаще предлагать детям ис­пользовать памятки, иллюстрации, предложения из текстов для ответов на вопросы и при пересказе.

Сильным с хорошо развитой речью ученикам задания полезно услож­нять сравнением, сопоставлением прочитанных произведений:

• скажите, кто из поэтов написал прекрасные стихи о природе;

• какие писатели рассказывают о героях нашей страны, республики, о подвигах нашего города;

• в каких произведениях мы уже знакомились с жизнью наших дедов и отцов;

• подготовьте краткий рассказ (пересказ) на ту же тему, но по другому произведению;

• соотнесите прочитанное со своими жизненными наблюдениями.

Суть дифференцированного подхода заключается не в упрощении со­держания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполне­нию задания. И далее. Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т. е. в домашнее зада­ние включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит ребенка к решению основного задания. Слабоуспеваю­щий ученик в дополнение к заданию учебника получает карточку с теоре­тической справкой, предписанием, образцом решения и т. д., используя которую, он получает определенную помощь в таком опосредованном виде. Таким образом, при организации домашней работы учеников полез­но применять те формы, которые постоянно используются на уроках и при организации самостоятельной деятельности учащихся.

Индивидуальный подход к ученикам при организации домашней рабо­ты создает условия для выполнения заданий, направленных на углубление полученных на уроке знаний, совершенствование умений и навыков, а так­же заданий с учетом интересов и склонностей ребенка, уровня развития его познавательных интересов. При этом наряду с обязательными зада­ниями, адресованными всему классу, отдельным учащимся учитель рекомендует выполнить то или иное задание, однако элемент добровольности выбора сохраняется.

Ученикам, интересующимся математикой, целесообразно периодиче­ски предлагать задания:

• решить задачу, составить обратную данной;

• по имеющимся данным составить задачу в одно-два действия;

• составить задачу для учащихся младшего класса, сделать к ней рисунки;

• составить примеры для устного счета.

Такого рода задания учителя составляют, как правило, сами, дополняя ими имеющийся в учебниках и дидактических пособиях материал по про­грамме. Предъявляются они на карточках, листочках. Возможно и объеди­нение их в одну тетрадь под сквозной нумерацией. В этом случае тетрадь выдается ученику на определенный срок с указанием выполнить отмечен­ные номера заданий.

Задания по выбору:

Задания по выбору могут быть нескольких видов:

• однотипными и одинаковыми по сложности, но с разным содержанием;

• однотипными и одинаковыми по содержанию, но разной степени сложности;

• однотипными и одинаковыми по содержанию, с разной степенью ока­зания помощи.

В последнем случае предлагаются задания, направленные на формиро­вание знаний о родственных словах:

а) списать слова и подчеркнуть родственные по образцу;

б) записать два ряда родственных слов;

в) образовать родственные слова с корнями. и записать их.

Сильным учащимся предлагается задание «а», т, к. оно самое сложное

и требует большей самостоятельности; средним — «б», т. к. оно связано с распределением, соотнесением; слабым — «в», в нем дан образец выпол­нения задания. Однако возможен выбор заданий самими детьми. Учитель настаивает на том или ином задании лишь в том случае, когда имеет в виду вполне определенные цели: закрепить или повторить знание какого-либо материала у конкретного ученика, восполнить пробел, выработать необ­ходимые умения или навыки.

В любом случае важно одно: учитель хорошо понимает, для чего, с ка­кой целью предлагается в качестве домашнего каждое задание — какие приемы и способы действий формирует и оттачивает, что повторяется, в каких умственных действиях упражняется ребенок, какие стороны его личности развиваются. Только тогда усилия учителя и время, отведенное для обдумывания дифференцирования домашней учебной работы уча­щихся, подбора и составления индивидуальных заданий, принесут пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю.