Домашнее задание в начальной школе
Финансовая грамотность населения
—>Сайт МО Естественных наук Школы №46 —>
На 5.05. 11А и 11Б кл. сам. раб. по теме Происхождение жизни на Земле. Стр. 185-215. Презентация в каталоге файлов.
Категория: 11 класс | Просмотров: 6429 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 06.05.2014 | Комментарии (0)
На 5.05. 7А и 7В кл. Сам. раб. по теме Земноводные.Уч-к. Стр. 189-199.
7Б кл. Пресмыкающиеся. Уч-к. Стр.200-205. Презентация в каталоге файлов.
Категория: 7 класс | Просмотров: 4199 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 05.05.2014 | Комментарии (0)
На 30.04. 2014г. 7Б класс.
Подготовиться к сам. раб. по теме: «Земноводные». Использовать конспект по теме, учебник стр.189-198.
Категория: 7 класс | Просмотров: 883 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 29.04.2014 | Комментарии (0)
На 30.04.2014г. 9А и 9Б классы. Подготовиться к сам. раб. по теме: «Закономерности изменчивости» (Наследственная (генотипическая) изменчивость, фенотипическая изменчивость).
Материал смотреть: рабочая тетрадь по биологии, учебник стр. 196-203, либо в презентациях на сайте в разделе каталог файлов (выложены 2 презентации: наследственная изменчивость и фенотипическая изменчивость).
Обратить особое внимание на характеристику мутаций и модификаций.
Категория: 9 класс | Просмотров: 640 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 29.04.2014 | Комментарии (0)
ВНИМАНИЕ. К пятнице 25.04 все классы. Сдать Обязательно все задания Бойцовой Светлане Ивановне. Все ваши работы будут проверены мной и оценки выставлены в журнал. Наталья Олеговна.
Категория: 6 класс | Просмотров: 559 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 22.04.2014 | Комментарии (0)
11А и 11Б кл . Подготовиться к сам.раб. по теме: «Происхождение жизни на Земле».
Конспект темы: «Происхождение человека. Человеческие расы.»
Учебник стр.216-241. Презентации в каталоге файлов.Стр. 51-60. «Стадии эволюции человека. Эволюция человека».
Категория: 11 класс | Просмотров: 595 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)
10 кл. Подготовиться к сам. раб. по решению генетических задач на дигибридное скрещивание + теория по генетики.
Тренировочные задачи: Решить в рабочей тетр.
1.У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку.
2.Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.
Категория: 10 класс | Просмотров: 633 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)
9А кл.(пункт 1 и 2), 9Б кл (только пункт 2, кто был на уроке)
Подготовиться к сам.раб . по теме:»Мутации. Модификации» для 9А и 9Б кл.
Рабочая тетрадь. Конспекты:
1.Центры многообразия культурных растений. Учебник стр. 204-206. Презентация в каталоге файлов стр. 61-70.
2.Методы селекции растений и животных. Учебник стр. 207-211. Презентация в каталоге файлов Стр. 61-70.
Категория: 9 класс | Просмотров: 564 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)
8А, 8Б кл . Подготовиться к сам. раб. по теме «Витамины. Обмен веществ». Учебник стр.187-198.
Проработать ответы на вопросы по каждому варианту.
1 вариант – белки
2 вариант – жиры
3 вариант – углеводы
Ответить на вопросы:
1.В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление?
2.Под действием какого фермента?
3.Какие вещества при этом образуются?
4.Где вещества откладываются в запас и в виде чего?
5.Какие вещества выводятся из организма, после расщепления?
6.Сколько энергии организм получает при расщеплении 1г вещества?
Новая тема «»Выделение» Конспект в рабочей тетраде. Учебник стр. 199-204.
Категория: 8 класс | Просмотров: 513 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)
7А,7Б,7В классы. Тема Многообразие Земноводных. (Презентация в каталоге файлов).
Задание: конспект учебник стр.189-198. (строение земноводных) в рабочей тетраде.
Письменно ответить на вопросы:
1.В чем сходство земноводных и рыб?
2.Чем головастики отличаются от взрослой особи?
Подготовиться к сам. раб. по теме «Земноводные животные»
Категория: 7 класс | Просмотров: 509 | Добавил: Бойцова Светлана Ивановна | Дата: 12.04.2014 | Комментарии (0)
Домашнее задание в начальной школе
Выполнение домашнего задания учащимися способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний. Организация домашней работы школьников имеет свои особенности, учет которых принесет пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю
Индивидуализация домашней учебной работы младших школьников
Домашняя учебная работа учащихся — это форма организации самостоятельного, без непосредственного руководства учителя, хотя и по его заданиям, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней работы в процессе обучения определяется ее функциями. Усвоение знаний, умений и навыков не ограничивается первоначальным восприятием и осмысливанием материала, требует его закрепления и повторения. Домашняя работа учащихся предполагает вторичное осмысление изученного на уроке учебного материала, доведение его понимания до уровня пересказа, письменного оформления и обобщения, а первоначальных умений и навыков — до необходимого совершенства и прочности. Домашняя работа способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний, прояснению тех вопросов, которые были лишь затронуты.
Домашняя работа приучает детей добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывает в них трудолюбие, ответственность, самостоятельность, умение контролировать себя, преодолевать трудности, готовит к самообразованию и формирует первоначальные навыки организации труда.
Требования к организации домашней учебной работы:
Педагогической наукой и практикой установлены определенные требования к организации домашней работы учащихся. Прежде всего, домашняя работа не должна подменять урок — основную форму организации обучения, она вытекает из него и обслуживает его потребности. Это вызвано системностью обучения, что предполагает тесную взаимосвязь не только учебного материала, но и всех звеньев учебного процесса. Домашняя работа тесно связана, с одной стороны, с уже изученным учебным материалом, а с другой стороны, с материалом, подлежащим изучению. Она способствует закреплению изученного и одновременно подготавливает детей к освоению нового.
В связи с этим характер и объем домашней работы определяются характером и объемом работы, выполненной на конкретном уроке и запланированной на следующие занятия. Кроме того, объем домашней работы регулируется нормами времени на ее выполнение (1-й класс — без домашнего задания; 2-й класс — до 1,5 ч; 3-4-е классы — до 2 ч).
Систематичность домашней работы обязательна. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном домашнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом каждый день. Бытующие в некоторых школах выражения «Вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому домашнего задания не будет» наносят большой воспитательный вред, приучая ребенка видеть в домашней работе не радость познания, интереса, учения, а наказание за недостаточно качественный труд на уроке.
Домашняя работа должна быть посильной. По степени трудности она не должна превышать работу, выполненную на уроке.
Домашнее задание должно быть логически подготовлено ходом урока. Успех его напрямую зависит оттого, насколько учитель вооружил ребенка приемами выполнения домашней работы. Ученикам начальных к лассов необходим подробный инструктаж, который включает в себя следующее: какое правило надо повторить для выполнения домашней работы, прием использования правила в практической деятельности; как и что записывать, а что повторять устно; как проверить правильность выполненного; подробный разбор задания; образец выполнения на одном предложении, примере.
Контроль домашней работы необходим по двум причинам. Во-первых, ученик начальных классов нуждается в систематическом контроле, т. к. чувства ответственности, обязательности, долга у него еще только формируются. Во-вторых, систематический контроль позволяет учителю следить за продвижением каждого ученика в обучении, воспитании, развитии и своевременно его корректировать. Необходимо при контроле использовать устную и письменную формы, а также взаимоконтроль и самоконтроль.
Поощрение ученика необходимо связывать с его старанием, прилежанием и индивидуальными успехами: очень важно, чтобы ученик знал, что учитель видит малейший успех, движение вперед и вверх, радуется успеху и дорожит им. Очевидно, правы учителя, которые не спешат ставить ребенку неудовлетворительные оценки, а терпеливо дожидаются возможности положительно оценить работу ребенка.
В целом система домашних заданий должна строиться так, чтобы каждое задание (группа заданий) формировало или закрепляло, углубляло определенное конкретное умение. А сочетание продуктивных, конструктивных и творческих видов заданий обеспечивает всестороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.
Домашние задания желательно выполнять в одно и то же время, т. к. это содействует быстрому включению в урок, сосредоточению внимания. Для того чтобы учащиеся придерживались перечисленных правил, нужны тренировка для выработки навыков и укрепления воли и систематический контроль учителя. Опытные учителя не только разъясняют роль домашней работы в овладении знаниями, но и дают образец, показывают, как правильно готовить домашние задания. Это своеобразные практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Вначале учитель напоминает правила, ученики их повторяют, затем приступают к работе, руководствуясь этими правилами. Учитель контролирует не только результаты, а сам процесс. В дальнейшем контроль могут осуществлять и сами дети. Третьеклассники могут контролировать друг друга, а также следить за процессом выполнения домашних заданий учениками 1-го и 2-го классов.
Индивидуальный подход в организации домашней работы:
« Некоторые учителя стремятся решать эту задачу увеличением числа упражнений без получения от каждого из упражнений максимальной образовательной задачи. Методическое мастерство состоит в том, чтобы на одном-двух упражнениях показать ученикам общий подход к решению задач данного типа, научить их своеобразному алгоритму решения всех других задач аналогичного характера. Чем скорее научатся учителя от одного и того же упражнения, от решения одной задачи получать максимальную отдачу, тем быстрее они овладеют и умением отбирать минимальное необходимое число упражнений для уроков и домашних занятий. А это будет серьезно способствовать устранению перегрузки учеников при одновременном повышении качества их обучения».
Ю.К. Бабанский
Индивидуальный подход в организации домашней работы является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешность процесса обучения.
Индивидуальный подход к детям при организации домашней учебной деятельности реализуется через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи, опосредованной инструкциями, карточками. При этом можно учитывать и особенности, свойственные детям различных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а также продвижение ребенка в овладении программным материалом.
Предлагая ученику задания, которые отличаются от заданий других детей, учителю важно подчеркнуть не отрицательные черты и недостатки, а положительные, найти такие слова, которые не обидят ребенка, не выделят его из коллектива отрицательно. К примеру, индивидуальные задания опытные учителя поясняют так: ‘Ты интересуешься этим. » ‘Ты любишь такие задачи. «, «Я уверена, что ты справишься с таким заданием». Тактичность не исключает пояснений причин: пропуск учеником уроков, трудный материал, необходимость повторить, т. к. ранее были сложности.
Практика убедительно доказывает, что у педагогов, считающих индивидуальный подход к ребенку органической частью учебного процесса, не возникает никаких трудностей в работе. В этих случаях отпадает необходимость каких-либо разъяснений по поводу дифференциации домашних заданий: ученики привыкают к такому порядку, он не вызывает никаких вопросов, так же, как не возникают они на контрольных работах, когда учащиеся выполняют разные варианты.
Домашняя работа выполняется каждым ребенком индивидуально, поэтому необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся: характер восприятия и памяти, уровень обобщений, планирования, строй мыслительной деятельности (образный, понятийный), соотношение процессов возбуждения и торможения; наконец, наличие или отсутствие и характер помощи ребенку в семье при выполнении им домашней работы.
Организация домашней работы с учетом психофизиологических особенностей детей:
При организации домашней учебной работы детей условной группы А — преобладание процессов торможения над процессом возбуждения (медлительные, неторопливые дети, речь натянута, темп работы медленный) — целесообразно предусматривать задания, направленные на развитие речи (заучивание наизусть текста и использование при ответах, подбор примеров из книг по чтению, из произведений для внеклассного чтения, выписывание образных выражений, выразительное чтение и т. п.).
Чтобы приучить ребенка работать в заданном темпе, полезно включать задания типа «прочитай», «перескажи» в определенное время — здесь нужна помощь старших. Для того чтобы школьники этой группы прочно освоили учебный материал, им нужны неоднократные повторения изученного. Возможно, задания так называемого опережающего характера — прочитать дома статью, с которой будем знакомиться завтра; по памятке заранее наблюдать те явления в природе, о которых речь пойдет на следующем уроке. Желательно также включение заданий с использованием плана, это позволит преодолеть имеющуюся у школьников односторонность, бедность восприятия. Для преодоления медлительности, неповоротливости можно предлагать физические упражнения: прыжки, кувырки, игры с мячом и скакалкой.
При организации домашней учебной работы детей условной группы Б — преобладание нервных процессов возбуждения над торможением (живые, торопливые, нетерпеливые дети с громкой, эмоциональной, но бедной по словарю речью, со слабой памятью) — оправдывают себя задания небольшие по объему, чтобы ребенок «видел» конец работы, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти и речи, в первую очередь воспроизводящие неоднократно ранее изученное. Таким детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков предмета, работы с использованием памяток, предписаний.
Для выработки внимания полезны упражнения на списывание, письмо по памяти, на заучивание; хорошие результаты дают задания на прослушивание радиопередачи с последующим пересказом учителю, товарищам, родителям. Для выработки усидчивости желательны задания на изготовление каких-либо несложных изделий, например дидактического материала: кружков, треугольников, полосок, окрашенных в разные цвета и разложенных по конвертам.
Домашняя работа для наиболее многочисленной группы учащихся — группы В — с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения (полное разностороннее восприятие признаков и частей объекта, речь детей нетороплива, выразительна, содержательна) — состоит в первую очередь из заданий учебника — они ориентированы именно на эту группу детей. Для них полезны задания, развивающие и углубляющие склонности и интересы ребенка, задания творческого характера.
Для всех детей, независимо от их принадлежности к той или иной психофизиологической группе, в домашнюю учебную работу необходимо включать задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Это могут быть упражнения на определенное правило, заучивание словарных слов, решение задач и примеров того или иного типа.
Во всех случаях в домашние задания полезно включать работу над ошибками, допущенными в классе или при выполнении предшествовавшей классной работы. Желательно при составлении заданий корректирующего характера учитывать причины возникновения ошибок учащегося: невыученное правило, неумение применять правило в практической деятельности, неразличение, смешение каких-либо явлений, слабое владение способом действия и т. д. Подобный подход оправдывает себя, т. к. позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных.
Таковы общие требования к реализации индивидуального подхода к домашней учебной работе учащихся младшего школьного возраста.
Дифференциация домашних заданий:
При продумывании индивидуальных домашних заданий необходимо учитывать их направленность: они могут быть планомерными, нацеленными на постепенную ликвидацию пробелов в занятиях или на перспективу развития познавательной самостоятельности и активности учащихся, и ситуационными, цель которых — устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках по мере их выявления. Исследования показали, что планомерные дифференцированные задания более эффективны, т. к. позволяют прогнозировать формы дифференциации и имеют наибольшую направленность на развитие способностей и учебных интересов школьников.
Естественно, что сочетание планомерной (перспективной) и ситуационной индивидуализации повышает эффективность домашней работы учащихся.
В практике наиболее часто встречается дифференциация домашних заданий на общую (для всех учащихся) и дифференцированную (для разных групп или учеников) части. Общая часть является основной, обязательной для всех без исключения детей. Вторая часть может включать в себя два или три варианта, отличающиеся друг от друга объемом, степенью сложности, степенью методической помощи. Основная часть по содержанию — продолжение урока, этапов ознакомления с новым материалом и первичного закрепления, имеющая целью закрепить новое, поупражняться в его применении. Вторая часть — дифференцированная — планируется с учетом индивидуальных особенностей, интересов ребенка, степени овладения им программными знаниями, умениями, навыками. Приведем конкретные примеры дифференциации.
Общее задание: составить предложения на заданную тему. Дифференцированная часть: а) дописать предложения; б) ответить на вопросы; в) выписать предложения из указанного отрывка.
При работе над словарными словами. Общее задание: выучить словарные слова, уметь их написать. Дифференцированная часть: а) списать из учебника словарные слова на определенную тему; б) подписать картинки; в) вспомнить и записать словарные слова по теме.
Точно так же дифференцируется домашнее задание по чтению. Учитывая сформированность навыка чтения, умения отвечать на вопросы, пересказывать, принимая во внимание характер и развитость памяти, можно общее задание «читать текст» дополнять дифференцированными.
Целесообразно каждое задание по пересказу или заучиванию наизусть дополнять заданиями «пересказать по плану», «пересказать, используя опорные слова»; выучить понравившиеся описания, эпитеты, синонимы; читать текст. Последнее задание необходимо для формирования у каждого, без исключения, ребенка запланированного уровня навыка чтения. Подбирая индивидуальные задания, полезно чаще предлагать детям использовать памятки, иллюстрации, предложения из текстов для ответов на вопросы и при пересказе.
Сильным с хорошо развитой речью ученикам задания полезно усложнять сравнением, сопоставлением прочитанных произведений:
• скажите, кто из поэтов написал прекрасные стихи о природе;
• какие писатели рассказывают о героях нашей страны, республики, о подвигах нашего города;
• в каких произведениях мы уже знакомились с жизнью наших дедов и отцов;
• подготовьте краткий рассказ (пересказ) на ту же тему, но по другому произведению;
• соотнесите прочитанное со своими жизненными наблюдениями.
Суть дифференцированного подхода заключается не в упрощении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполнению задания. И далее. Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т. е. в домашнее задание включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит ребенка к решению основного задания. Слабоуспевающий ученик в дополнение к заданию учебника получает карточку с теоретической справкой, предписанием, образцом решения и т. д., используя которую, он получает определенную помощь в таком опосредованном виде. Таким образом, при организации домашней работы учеников полезно применять те формы, которые постоянно используются на уроках и при организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальный подход к ученикам при организации домашней работы создает условия для выполнения заданий, направленных на углубление полученных на уроке знаний, совершенствование умений и навыков, а также заданий с учетом интересов и склонностей ребенка, уровня развития его познавательных интересов. При этом наряду с обязательными заданиями, адресованными всему классу, отдельным учащимся учитель рекомендует выполнить то или иное задание, однако элемент добровольности выбора сохраняется.
Ученикам, интересующимся математикой, целесообразно периодически предлагать задания:
• решить задачу, составить обратную данной;
• по имеющимся данным составить задачу в одно-два действия;
• составить задачу для учащихся младшего класса, сделать к ней рисунки;
• составить примеры для устного счета.
Такого рода задания учителя составляют, как правило, сами, дополняя ими имеющийся в учебниках и дидактических пособиях материал по программе. Предъявляются они на карточках, листочках. Возможно и объединение их в одну тетрадь под сквозной нумерацией. В этом случае тетрадь выдается ученику на определенный срок с указанием выполнить отмеченные номера заданий.
Задания по выбору:
Задания по выбору могут быть нескольких видов:
• однотипными и одинаковыми по сложности, но с разным содержанием;
• однотипными и одинаковыми по содержанию, но разной степени сложности;
• однотипными и одинаковыми по содержанию, с разной степенью оказания помощи.
В последнем случае предлагаются задания, направленные на формирование знаний о родственных словах:
а) списать слова и подчеркнуть родственные по образцу;
б) записать два ряда родственных слов;
в) образовать родственные слова с корнями. и записать их.
Сильным учащимся предлагается задание «а», т, к. оно самое сложное
и требует большей самостоятельности; средним — «б», т. к. оно связано с распределением, соотнесением; слабым — «в», в нем дан образец выполнения задания. Однако возможен выбор заданий самими детьми. Учитель настаивает на том или ином задании лишь в том случае, когда имеет в виду вполне определенные цели: закрепить или повторить знание какого-либо материала у конкретного ученика, восполнить пробел, выработать необходимые умения или навыки.
В любом случае важно одно: учитель хорошо понимает, для чего, с какой целью предлагается в качестве домашнего каждое задание — какие приемы и способы действий формирует и оттачивает, что повторяется, в каких умственных действиях упражняется ребенок, какие стороны его личности развиваются. Только тогда усилия учителя и время, отведенное для обдумывания дифференцирования домашней учебной работы учащихся, подбора и составления индивидуальных заданий, принесут пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю.