Современное выставочное искусство
Современное выставочное искусство
4.Увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.
Характеристика видов деятельности учащихся:
Ориентироватьсяв широком разнообразии современного декоративно прикладного искусства.
Различатьпо материалам, технике исполнения художественную керамику, плетение .
Выявлятьиназыватьхарактерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказыватьсяпо поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находитьиопределятьв произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использоватьв речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
Объяснятьотличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Новые термины: художественная керамика, майолика, терракота, фактура, мелкая декоративная пластика, плетёные изделия, резьба по дереву, выставочная деятельность, интерпретация.
Двери выставочного зала открыты перед вами. Входите в этот праздничный, чарующий мир красоты и постарайтесь быть в нём не просто гостями, а внимательными, благодарными зрителями.
В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
Постараемся рассмотреть всё внимательно, неторопливо, услышать голоса вещей, то, о чём и как они говорят с нами.
Эти произведения называются художественная керамика. Керамикой называют изделия из цветной обожженной глины. Керамические изделия удивительно разнообразны — они различаются формой, декором, характером поверхности.
Гончарные изделия выглядят после обжига блестящими, сверкающими, нарядными, когда их покрывают глазурями (тонкий стекловидный слой) или непрозрачными эмалями. Это майолика.
Но художника – керамиста может привлекать именно натуральный цвет обожженной глины, который он стремится сохранить в изделиях. Это терракота, что означает «жжёная земля».
Если в народном творчестве глиняная посуда была связана с практическим применением, то в современном декоративном искусстве она во многом потеряла это значение, став просто видом творчества. Сегодня художники – керамисты применяют керамику в оформлении помещений, раскрывают новые пластические возможности материала. Богатство его цвета и фактуры.
К таким художникам относится Куликова (Шадрина) Галина Михайловна, художник-живописец,
Член СХ РФ (1995 г.)
Ученики: где родилась?
Учитель: родилась 9. 02 1951 г. Тирана, Албания.
Ученики: Где училась?
В 1971 году закончила художественно — графическое отделение Златоустовского педучилища.
В 1971-1973 годах руководила изостудией при городском Дворце пионеров. С 1973 года работает
В Златоуст, творч. — произ. Мастерских художественного фонда РСФСР. Основное направление творчества — живопись, Графика; жанры: пейзаж, натюрморт.
Произведения Куликовой отличает подробность в изображении предметного мира; использование сложного цвета придаёт статичность и завершённость небольшим по размерам композициям.
Ученики: Работала ли художница в Сатке.
Учитель: Галина Михайловна принимала участие в создании экспозиций отделов природы краеведческих музеев Сатки 1991 г., Златоуста.
Ученики: оформляла помещения?
Учитель: оформляла интерьеры общественных зданий Златоуста: ДШИ (орнамент, роспись потолка актового зала,1993 г.), индустр. техникума им. П.П. Аносова (в технике Златоустовской гравюры панно «Времена года», 1977 г.)
Ученики: как давно участвует в выставках?
Учитель: С 1971 года участвовала в выставках.
Ученики: Где хранятся работы?
Учитель: Произведения находятся в собрании Златоустовского краеведческого музея, Дирекции художественных выставок.
Учитель: Помимо хорошо известных вам форм — кувшинов, ваз, блюд, современная художница создала оригинальные формы: башенки, часы, подвески — знаки зодиака, сердечки, аромолампы в форме яблока с ажуром, ажурные птички – петушки — произведения малкой декоративной пластики.
Чувствуется влияние и знание искусства Китая – так выполнены стаканчики с чёрным фоном и китайскими иероглифами, со знаками зодиака.
Учитель: Посмотрите, как разнообразна, может быть фактура произведений керамики! Художник использует фактуру для создания художественного образа вещи.
Ученики. Здесь и выразительные неровности поверхности, и ажур и барашки — завитки, сделавшие поверхность узорчатой и жгутики.
Учитель: В декоративном панно выпуклые скульптурные изображения находятся на плоскости.
Учитель: на какую технику похожи работы художницы?
Ученики: Работы напоминают весёлую, праздничную мозаику, имеющую пастельные тона.
Учитель: Как видите, современное искусство керамики очень разнообразно и каждый раз предстаёт в новом облике.
Из каких только природных материалов ни делают предметы быта народные мастера. Основной материал в крестьянском быту – дерево и береста. Из бересты делают мастера добрую посуду: туеса и бураки, обладающие чудесными свойствами: в них хорошо сохраняются еда, питьё, лесные ягоды. Всё, чего касается рука народного мастера, приобретает праздничную нарядность.
Ученики: как давно известны плетёные изделия?
Учитель: Плетёные изделия из различных материалов были известны ещё людям древнего мира. Изготовляли плетёные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростник, папируса и других.
Ученики: Но они не являются предметами первой необходимости?
Учитель: В сравнительно недалёком прошлом плетёные изделия являлись предметами первой необходимости. Особенно широкое распространение получили во второй половине Х I Х и начале ХХ века. В этот период большой популярностью пользовались корзины, плетёная мебель, Коляски для кукол и другие изделия, изгототовлявшиеся в мастерских Франции.
Ученики: А в России?
Учитель: Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивого прута плетёные предметы.
Ученики: А в каких районах возникло плетение?
Учитель: Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек и озёр и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова.
Ученики: Какие изделия плели в России?
Учитель: В России плели разнообразные изделия: из черёмухового прута -выездные сани, лёгкие тарантасы, чемоданы и дорожные сундуки, из ивовой лозы — корзины и различные предметы для обеденного стола, корзиночки и ларчики, детские игрушки. А для самых маленьких и погремушки
Ученики: Какой материал ещё использовали для плетения?
Учитель: Кроме традиционного ивого прута, бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как листья пальмы, кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы), луфа (растительная губка).
Ученики: А чья выставка сегодня в МВЦ?
Учитель: «Плетёная сказка Алексея Блошенко»
Ученики: А сколько ему лет?
Учитель: Алексею Блошенко 25 лет.
Ученики: Сколько лет он занимается плетением?
Учитель: 5 лет.
Ученики: Кто его этому научил?
Учитель: Азам этого увлекательного, но трудоёмкого мастерства его обучил Борис Дмитриевич Вдовин.
Ученики: А в семье ещё кто-нибудь занимается этим?
Учитель: Увлеклись плетением и родители Алексея: Василий Николаевич и Анна Фёдоровна. Набравшись терпения. Они по книгам изучили другие практические приёмы плетения. А когда освоили основные способы плетения и научились изготавливать простые вещи, решили перейти и к более сложным, например, к предметам мебели, которые также представлены на этой выставке.
Перечень предметов, представленных на выставке в 1 зале:
Ваза настольная «Мамочка», плетение из лозы.
Панно «Декоративное Колесо», плетение из лозы;
Подставка под горячее, плетение из лозы;
Ваза Ажурная для фруктов, плетение из лозы;
Цветочница (высокая), плетение из лозы;
Кресло — качалка, плетение из лозы;
Ваза на ножке, плетение из лозы;
Таз, плетение из лозы;
Хлебница с ручкой, плетение из лозы;
Корзина для цветов, плетение из лозы;
Плетёные предметы, представленные во 2 зале:
Корзинка с длинной ручкой, плетение из лозы;
Цветочница сложная, плетение из лозы;
Напольная ваза, плетение из лозы;
Этажерка, плетение из лозы;
Корзина для белья кубическая, плетение из лозы;
Корзина для белья призматическая, плетение из лозы;
Корзина для белья цилиндрическая, плетение из лозы;
Бра, плетение из лозы;
Лампа настольная, плетение из лозы;
Шахматный столик, плетение из лозы;
Диван, плетение из лозы;
Два кресла, плетение из лозы.
Ученики: А здесь находятся предметы из другого материала.
Учитель: Экспозицию дополняют предметы быта, украшенные резьбой по дереву, ещё одно увлечение семьи.
Учитель: выставочная деятельность — это своеобразная творческая лаборатория художника. Это упорный, напряжённый труд. В результате которого рождаются на свет авторские вещи. Они неповторимы, отражают личность художника. Прикладник стилизует образы природы. Обращаясь к старым образцам и их сюжетам, художник создаёт свои, интерпретируя известные. Ценность выставочных работ — будоражить воображение зрителя, побуждать к творчеству.
Рефлексия. Рассмотри полюбившееся тебе произведение современного декоративно — прикладного искусства и попытайся проанализировать его с точки зрения единства формы, материала и декора.
сходите вместе с родителями в музей. Обсудите вместе с родителями, что больше всего им понравилось и почему?
Современное выставочное искусство
1. Современное выставочное искусство Урок ИЗО 5 класс
Выставочное искусство — авторские художественные
произведения, в которых наиболее ярко проявлена
творческая индивидуальность профессионального
художника, в единственном экземпляре.
Художник-прикладник свободен в осуществлении
творческих замыслов. Он экспериментирует с
материалом, формой, цветом, создавая каждый раз что-то
новое.
Современное декоративно-прикладное искусство
очень разнообразно – это керамика, стекло, металл,
гобелен, батик, мода и многое другое.
3. Керамика – это изделия из цветной обожженной глины.
В зависимости от строения различают тонкую
керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и
грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды
тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс,
майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная
керамика.
В современном декоративном искусстве керамику
применяют в оформлении помещений, раскрывают новые
пластические возможности материала, создают новые
оригинальные формы и целые композиции.
4. Фарфор
5. Майолика
6. Сувениры из глины
7. Художественное стекло
Изделия из стекла очень живо реагируют на свет, высвечивая глубину,
отражая все цвета радуги. Работа художника – стекольщика необычайно сложна.
Она требует высокого мастерства, чувства материала.
8. Гобелен – это художественно исполненный тканый ковер для украшения стены.
9. Батик- техника росписи тканей, многоцветная ткань, рисунок на которую наносится ручным способом.
Холодный
батик
рисунок
выполняетс
я по ткани
специальны
м составом
(резервом)
при помощи
стеклянных
трубочек.
Горячий батик
Растопленный воск наносится на ткань точно по
рисунку, и постепенно им покрывают все цвета в
соответствии с рисунком (от светлого к темному).
В отличие от предметов массового производства
авторские вещи всегда неповторимы. Они
сохраняют творческую индивидуальность и
становятся продолжением личности художника.
Домашнее задание:
Изобразить один из видов современного
декоративного искусства
Урок Современное выставочное искусство
сформировать у школьников представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художниками и нацелить на поиск и решение декоративной композиции.
-расширить представление детей о декоративном искусстве (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани);
-развивать образно-ассоциативное мышление как форму освоения мира, творческие способности, эстетические чувства;
— воспитать эстетическое отношение к современному декоративно- прикладному искусству, уважение к творчеству профессиональных художников, к декоративному творчеству;
-выполнить эскиз декоративной композиции.
Формы работы: коллективная работа и самостоятельная работа.
— Здравствуйте ребята. 1 мин.
Работа с экраном
1. Мотивация учащихся 3 мин.
Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните….
Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, теплых солнечных лучей, чистоту воздуха…
Я желаю вам всем, успеха!
Проверим домашнее задание
Изучим новый материал
-Ребята, сегодня у нас будет урок творчества. А результатом творческой деятельности будет создание коллективной работы, открытие для вас что-то нового, интересного.
— Ответьте на вопрос?
-Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)
-Хорошо, давайте проверим вашу смекалку.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь;
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? …КАРАНДАШ
— Правильно, ребята! А чем ещё можно рисовать? 2 мин.
— А что нам помогает рисовать всеми этими и другими предметами?
— В начале учебного года мы говорили о каком искусстве? (народном, традиционном)
-А сегодня поговори о современном!
-Как вы думаете, чем отличается народное искусство от современного?
— Что такое современное выставочное искусство? (искусство свободное от народных традиций. Изделия которого зачастую являются просто видом творчества или применяются для дизайна).
— Что означает слово «дизайн»? (Дизайн — творческий метод проектирования).
2.Сообщение темы и целей урока 3 мин.
— Мы подошли к теме нашего урока : «Современное выставочное искусство».
— Как вы думаете какова Наша цель:
-сформировать представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства.
-Нам нужно познакомиться с техниками, и узнать где их применяют в области современного искусства. И я передаю слово нашим знатокам, которые расскажут нам о современных направлениях в изобразительном искусстве! Домашним заданием было подготовить небольшие сообщения о современных видах! Каждая группа сейчас нам представит свой вид искусства! Начнем с группы номер один, они сейчас представят нам тот вид искусства, который мы с вами уже прошли и вы увидите, как выглядят ваши работы со стороны!
2.Проверка домашнего задания…
Вообще керамика — это посуда или другие вещи из глины (с минеральными присадками или без них), полученная при помощи формовки и последующего высокотемпературного обжига. Чтобы внешний вид таких изделий был красивее, их глазируют. — Читайте подробнее на
К художественным стеклянным изделиям относятся уникальные и массовые художественные изделия из высококачественного известкового, калиевого и свинцового (хрустального) стекла.
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло; от лат. vitrum — стекло) — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Художественная обработка металла
Золото, серебро, бронза обладают высокой плавкостью и легко разливаются в формы. Отливки хорошо повторяют модель. Перед литьем мастер изготовляет модель из воска. Те части предмета, которые должны быть особенно прочными, например, ручки сосудов, рукоятки или защелки, а также орнаменты и фигуры, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные части отливаются раздельно, а затем соединяются посредством спайки или привинчивания. Для повторяющейся орнаментики достаточно было одной формы, которая несколько раз последовательно продавливалась в песке, наилучшие отливки получались по медным моделям, ибо после канфаривания они выглядели как произведения, вышедшие из рук чеканщика. Изобретением XIX века стали гальванопластические отливки.
Литье — один из самых древних способов обработки металлов. Археологические раскопки в Египте и Вавилоне подтверждают, что уже за 5 тысяч лет до нашей эры люди умели отливать металл.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей [1] :5 . Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань
Ганутель (англ. Ganutell) канетель…- это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и .
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Декупаж от франц. «вырезать» — техника декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Изобрели эту технику китайские крестьяне еще в 12 веке. Они вырезали кусочки из разноцветной бумаги и оклеивали ими различные предметы. В наши дни техника декупаж нашла свое применение в декорировании предметов интерьера, ее широко используют дизайнеры (мастера по дизайну — оформлению жилых помещений).
Дудлинг и Зентангл
Дудлинг (от английского doodle — бессознательный рисунок) — это как раз то, чем мы занимались для убийства времени на скучных и долгих занятиях, слушая преподавателя. Пока наш мозг был сконцентрирован на предмете и поглощении знаний, поля в тетрадях покрывались множеством мелких рисунков.
Первоначально она назвала свою технику «Салфеточная пластика» и именно под таким названием работы ее учеников завоевали 1 место и «Гран-при» на Международном фестивале детского творчества.
— Ребята давайте сейчас порассуждаем подробнее о данных техниках, и ответим на следующие вопросы.
Как вы думаете, зачем у нас у доски стоят словари?
Что можно сделать со всеми новыми терминами о которых мы узнали?
А что мы с вами можем сделать для создания словаря современных терминов по искусству?
-Создать дизайнерскую обложку.
Но прежде чем вы начнете работать мы проведем физминутку…
— А сейчас обратите внимание на ваши столы, там вы найдете пазлы, которые вы должны заполнить тем заданием, которое вам предложено! В группе создать пазл в одном из современных направлений и затем собрать всем классом новую дизайнерскую обложку для словаря терминов современных направлений в изо искусстве.
-Вы можете использовать разные техники…( графика, живопись, аппликация, бумагопластика)
-Что такое пазлы.
— Складная картинка, игра головоломка! (с английского). Собирание частей, какой-либо картины.
IV. Практическая часть 15 мин.
Работа в группах…
Приклеивание пазлов, создание обложки!
V. Закрепление материала.
Ребята давайте закрепим полученные нами знания на уроке.
VI. Подведение итогов рефлексия 4 мин.
Подведем итог урока.
Подведение итогов урока, на котором дети познакомились с современным выставочным искусством, с разными техниками которые используют сегодня, и хотя любимые темы остаются вечными, художник, смело экспериментируя с материалом, формой, цветом, прислушиваясь к себе, создает всякий раз нечто свое, необычное, новое.